Фотографии
Видео
Реклама
Таблица ЧР 2024/2025
команда | и | о | |
---|---|---|---|
зенит | 16 | 39 | |
Краснодар | 16 | 38 | |
Локомотив | 16 | 34 | |
СПАРТАК | 16 | 31 | |
Динамо | 16 | 31 | |
цкг | 16 | 27 | |
Рубин | 16 | 22 | |
Ростов | 16 | 20 | |
Акрон | 16 | 16 | |
Пари НН | 16 | 16 | |
Динамо Мх | 16 | 16 | |
Крылья Советов | 16 | 15 | |
Химки | 16 | 13 | |
Факел | 16 | 13 | |
Ахмат | 16 | 9 | |
Оренбург | 16 | 8 |
Кубок России 2024/2025
Группа "A" | и | о | |
---|---|---|---|
СПАРТАК | 6 | 15 | |
Динамо М | 6 | 11 | |
Динамо Мх | 6 | 8 | |
Крылья Советов | 6 | 2 |
Группа "B" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив М | 6 | 17 | |
Ростов | 6 | 11 | |
Химки | 6 | 5 | |
Орненбург | 6 | 3 |
Группа "C" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 6 | 14 | |
Ахмат | 6 | 9 | |
Краснодар | 6 | 9 | |
Пари НН | 6 | 4 |
Группа "D" | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 6 | 16 | |
Рубин | 6 | 9 | |
Акрон | 6 | 8 | |
Факел | 6 | 3 |
ЖФЛ 2024
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 24 | 68 | |
цкг | 24 | 62 | |
СПАРТАК | 24 | 50 | |
Локомотив | 24 | 50 | |
Динамо | 24 | 41 | |
Звезда-2005 | 24 | 33 | |
Краснодар | 24 | 28 | |
Ростов | 24 | 23 | |
Чертаново | 24 | 22 | |
Енисей | 24 | 21 | |
Рязань-ВДВ | 24 | 20 | |
Крылья Советов | 24 | 18 | |
Рубин | 24 | 8 |
2-я Лига Б. Группа 2
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Динамо-2 | 30 | 70 | |
СПАРТАК-2 | 30 | 62 | |
Леон Сатурн | 30 | 58 | |
Иркутск | 30 | 57 | |
Чертаново | 30 | 55 | |
Зенит-2 | 30 | 51 | |
Динамо-Вологда | 30 | 51 | |
Балтика-БФУ | 30 | 50 | |
Динамо-СПб | 30 | 39 | |
Торпедо-Владимир | 30 | 39 | |
Родина-М | 30 | 34 | |
Знамя Труда | 30 | 31 | |
Луки-Энергия | 30 | 28 | |
Тверь | 30 | 25 | |
Енисей-2 | 30 | 14 | |
Звезда | 30 | 8 |
МФЛ 2024
Группа "А" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 28 | 69 | |
Зенит | 28 | 64 | |
СПАРТАК | 28 | 50 | |
Краснодар | 28 | 50 | |
Локомотив | 28 | 49 | |
Ростов | 28 | 49 | |
Сочи | 28 | 41 | |
Динамо | 28 | 40 | |
Чертаново | 28 | 37 | |
Ак. им. Коноплева | 28 | 32 |
Группа "Б" | и | о | |
---|---|---|---|
Факел | 28 | 48 | |
Балтика | 28 | 41 | |
Рубин | 28 | 40 | |
Крылья Советов | 28 | 36 | |
Строгино | 28 | 31 | |
Ахмат | 28 | 30 | |
Урал | 28 | 26 | |
Оренбург | 28 | 20 | |
Пари НН | 28 | 17 | |
Мастер-Сатурн | 28 | 12 |
Первая Лига 2024/2025
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Балтика | 19 | 39 | |
Торпедо М | 19 | 37 | |
Урал | 19 | 33 | |
Сочи | 19 | 31 | |
Арсенал | 19 | 30 | |
Черноморец | 19 | 30 | |
Чайка | 19 | 26 | |
Ротор | 19 | 26 | |
СКА-Хабаровск | 19 | 25 | |
Родина | 19 | 24 | |
Енисей | 19 | 23 | |
Нефтехимик | 19 | 23 | |
КАМАЗ | 19 | 22 | |
Уфа | 19 | 20 | |
Шинник | 19 | 19 | |
Сокол | 19 | 19 | |
Алания | 19 | 18 | |
Тюмень | 19 | 9 |
КХЛ 2024/2025
Конференция "Запад" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив | 30 | 52 | |
Спартак | 29 | 43 | |
Динамо Мск | 29 | 39 | |
ска | 30 | 39 | |
цкг | 27 | 35 | |
Северсталь | 27 | 32 | |
Динамо Мн | 29 | 32 | |
Торпедо | 29 | 31 | |
Витязь | 30 | 29 | |
Куньлунь РС | 30 | 25 | |
ХК Сочи | 27 | 22 |
Конференция "Восток" | и | о | |
---|---|---|---|
Трактор | 29 | 42 | |
Автомобилист | 27 | 37 | |
Салават Юлаев | 26 | 36 | |
Ак Барс | 26 | 35 | |
Металлург Мг | 30 | 31 | |
Адмирал | 30 | 29 | |
Нефтехимик | 30 | 28 | |
Сибирь | 27 | 25 | |
Лада | 27 | 25 | |
Авангард | 27 | 24 | |
Барыс | 29 | 20 | |
Амур | 29 | 15 |
Поддержите redwhite.ru
Олег Романцев: «Спартак» на верном пути!
20.04.2012
Легендарный тренер объяснил «МК», почему Валерий Карпин сегодня находится на своем месте
…Романцев говорит тихо – но каждое тренерское слово чётче некуда отпечатывается в репортёрском сознании. Потому что всё – по делу. Если и высказывается жёстко – то потому что душа за «Спартак» болит. И потому что – имеет право. Легенда! Человек, который в России выиграл всё что можно. И который выходил в полуфиналы всех трёх (да-да, когда-то их было больше!) европейских кубков.
Олег Иванович всегда любил заходить в редакцию «МК» – к своим добрым друзьям. И тогда, когда был главным тренером «Спартака». И тогда, когда возглавлял сборную. И сейчас, когда является, как он сам говорит, «пенсионером» (хотя на самом деле Романцев – консультант Карпина в «Спартаке»), заходит с не меньшим, по его собственному признанию, удовольствием.
И вот какие интересные беседы у нас получаются…
«Пока Эменике стабилен»
- Вы часто критикуете спартаковских легионеров. Пожалуй, некоторые из них действительно заслуживают хорошей встряски. Скажем, тот же Кариока… А о лучшем бомбардире команды Эменике хорошие слова скажете? Он прижился в «Спартаке»?
- Если нигериец будет и в дальнейшем так относиться к своей работе и играть на прежнем уровне, то это устроит и меня, как болельщика, и тренерский штаб. Пока Эменике стабилен. Нет, я не могу говорить о человеческих качествах нигерийца, но в игровом плане это хорошее приобретение.
- После гола «Кубани» он побежал к тренерской скамейке обнимать Валерия Карпина. Благодарил таким образом клуб за поддержку в скандале с неприличным жестом, на который его спровоцировали расисткие выходки болельщиков «динамо»?
- 100 процентов, что так и есть. Карпин за него бился, да и я не чувствую, что Эмануэль в чем-то был виноват. Раз тренер так ему доверяет, так за него вступается, Эменике, как порядочный человек, оценил это и играл с полной самоотдачей, гол забил и еще один сделал.
- И все же после матча с «Кубанью» заговорили об игре «Спартака». Или не тот соперник, на фоне которого можно увидеть свои достоинства и недостатки?
- Не считаю «Кубань» слабым соперником. Кстати, ни «зенит», ни цска не смогли ее обыграть. Это дисциплинированная, добротная, амбициозная, хорошо укомплектованная команда. Тот же Траоре, скажу я вам, серьезный парень. Плюс краснодарцев в том, что они играют без давления. Думаю, на первое место «Кубань» не претендует.
Помню, как после победы над «Реалом» Николай Петрович Старостин сказал: Какого монстра мы завалили! «Кубань», конечно, не «Реал» и не монстр, но хорошая команда. И если кому-то игра «Спартака» в матче с ней приглянулась, меня это только радует.
«Cкоро количество разговоров перейдет в качество»
- Олег Иванович, победу «Спартака» в минувшем туре над «Кубанью» уже успели назвать лучшим матчем красно-белых в весенней стадии чемпионата. Согласны?
- Не согласен с такой оценкой. Каждый матч оценивается по нескольким критериям. Если говорить о атаке, то здесь я бы поставил довольно высокий балл. И моментов было создано достаточно много, и два гола забили, и штанга была. Команда играла на атаку и делала это хорошо, но не более того.
Что касается оборонительных действий, то здесь много проблем. При всем уважение к «Кубани», такое количество голевых моментов у ворот одного из претендентов на медали. Думаю, Валерий Георгиевич высказал защитникам много нелицеприятных слов. Но не стоит забывать, что обороняются не только защитники, а вся команда. Так что впечатление от игры с краснодарцами двойственное.
- Похожую оценку спартаковской игре можно дать практически после каждого матча – креативность, напор в атаке и ошибки в обороне.
- Опять же не соглашусь. Во многих играх так, но не во всех. Были игры на ноль. В Махачкале не пропустили. А ведь у «Анжи» очень приличная группа игроков атаки, а моментов у ворот Диканя практически не было. Но несомненно предстоит очень многое в оборонительных действиях менять.
Что немаловажно, ошибки совершают игроки, которым это не свойственно. При этом ошибки элементарные, которые не должны делать игроки среднего уровня. А в «Спартаке», как я считаю, собраны защитники высокого уровня. Быть может, для кого-то из футболистов мои слова прозвучат обидно, но это разгильдяйство. При занятии позиции, при вступление в отбор совершать простейшие промахи в ситуациях, о которых Карпин говорит с утра до ночи. Но пока не до всех доходит. Надеюсь, скоро количество этих разговоров перейдет в качество. Так же и у меня было, и у других тренеров. Надо долбить и долбить, других вариантов просто нет.
- Может стоит сменить тон этих разговоров на более требовательный. Не пора ли Валерию Георгиевичу взять кнут?
- К каждому футболисту нужен отдельный подход. С кем-то можно жестко поговорить, пригрозить. С другим следует говорить по-дружески. Но так все в «Спартаке» и происходит, все делается.
Не просто так перестал попадать в состав игрок сборной Голландии Деми де Зеув. Рохо, Сухи играют не всегда, а ведь это игроки не последних национальных команд.
- Карпин говорил, что для современных футболистов главное наказание – отмена выходного дня.
- И это практикуется. И я так делал. Сыграете плохо – завтра две тренировки вместо одной. К сожалению, и это есть практически в любой команде, существует группа игроков, для которых есть и еще более страшное наказание – играть в основном составе. Не поставили? – Ну и слава Богу. Помылся, пошел кальян покурил.
«Долбить, долбить и долбить»
- Вы говорите о легионерах или россиянах?
- Не важно. Паспорт здесь ни при чем. Говорю игрокам: «Берите пример с Месси, с Марадоны, который насиловал себя, на излете карьеры, чтобы быть в форме». Да зачем так далеко ходить - спартаковскую Академию сейчас возглавляет Сергей Родионов. Вот это был трудяга. Приходил после матча в раздевалку и сидел с ввалившимися глазами не в состоянии пошевелиться. Скажи ему: Сережа, еще 10 минут – так он встать не сможет с кресла. А сегодня предложи: ребята, еще один матч. Ну, скажут, надо так надо, пошли. И так же будут сопли жевать.
Пример и советы они берут у других людей – агентов. Какие требования к контракту выдвигать, как себя вести в клубной кассе при получении зарплаты – это футболисты усвоили очень быстро. Но игрок должен понимать кто он, что из себя представляет и в какой команде он играет. Необходимо отдавать все силы и душу команде, за которую выступаешь.
- У явления, которое вы описываете, есть предельно емкое определение – непрофессионализм.
- Конечно, я говорю далеко не о всех футболистах. Есть и трудолюбивые ребята. Но они же читают газеты, смотрят телевизор, слушают радио, и негативную роль прессы не стоит принижать. Но – главное – в нашем чемпионате вместе с хорошими легионерами появилось очень много пены из-за рубежа. И ребята смотрят на такого иностранца и видят – на сборах тренируется в пол силы, зарплата у него больше, значит, и я так могу. А когда приходят игроки высочайшего класса, когда ребята видят, как они вкалывают и поддерживают форму, это идет на пользу всей команде.
Я понимаю, что легче сидеть кофе пить, чем пробежать марафон в 42195 метров. Не знаю какие рычаги надо включать, но мне кажется, что просто, как говорили многие великие тренеры, надо работать, работать и работать. Долбить, долбить и долбить.
- Времена игроков вроде Дмитрия Хлестова, что вкалывали на тренировках от и до уходят? Таких, как тот же Марадона, работавший по 8 часов в день, чтобы набрать форму к чемпионату мира. Хороший, кстати, ряд получился: Хлестов – Марадона.
- Они же играли друг против друга. И такие проблемы существуют не только в России. Другое дело, что в той же Испании отбор игроков и конкуренция находятся на таком высоком уровне, что лентяев мы в Примере не видим – они отсеиваются на ранней стадии отбора.
Недавно был в Голландии, встречался с Рональдом Куманом, тогда еще работавшем в структуре клуба, посетил школу ПСВ. Поговорил с директором школы. Спрашиваю последнего, какой процент занимающихся футболом детей в вашей стране вы просматриваете. Ответ меня не просто поразил, а убил наповал – 95 процентов. Это речь не о тех ребятах, что в скором времени готовы пополнить первые команды, а о оценке пригодности для футбола детишек. В России эта цифра, думаю, не дотянет и до показателя в один процент. Вся пена отсеивается на самой ранней стадии.
А у нас быть может в Красноярске или на Камчатке, а может в одном из московских дворов живет новый Стрельцов, Пеле или Марадона и никто этого никогда не узнает. У них же мимо селекционеров не проскочит и мышь. Это беда наша, а не прямая вина.
- И как с этой пеной в нашем чемпионате бороться? Ужесточить лимит на легионеров или отменить его вовсе?
- Я много думал над этим, но у меня нет четкого ответа. И так, и так плохо. Убрать лимит – иностранцев будет слишком много. Ужесточить – наши доморощенные игроки начнут чудить. Выход я вижу один и говорил об этом еще работая на Пресне. Надо настроить по всей стране крытых манежей и маленьких стадиончиков. В каждом городе должны быть тренеры, которые подотчетны централизованной системе. И раз в полгода просматривать эту молодежь на турнирах, давая оценку – вот этот готов, а этому еще поработать надо. Это в разы увеличит эффективность выборки будущих футболистов. Схема конечно примитивная, но другого выхода я не вижу.
«Нет в команде психологии победителя»
- А как в «Спартаке» дело с подготовкой резерва обстоит? Часто ли вы, как в ПСВ, посещаете занятия детских команд?
- К сожалению, не так часто, как хотелось бы, но нахожусь в курсе происходящего. В «Спартаке» работает школа, Академия, но в масштабах страны это ничтожно мало. Футбольные поля, стадионы, школы должны быть в каждом населенном пункте.
В последнее время, чтобы не стоять в пробках, бывает езжу на электричке. Часто меня узнают, подходят поговорить. Случается, что назойливость узнавших утомляет. Тогда просто выхожу в тамбур под предлогом покурить. Но встречаются и интересные люди. Недавно познакомился с мужчиной, который ехал с 10-летним сыном. Он мне говорит: мой сын у вашего сына тренируется. Ездить приходится из под Королева. И так он в день тратит на дорогу по 4 часа – 2 туда и 2 обратно. И если бы у них была возможность тренироваться в своем городе, парень бы из этих 4 часов 3 проводил бы на поле, а не в электричке.
- Может такие трудности и закаляют характер? Мостовой все детство по два часа в один конец тратил на дорогу на тренировки.
- Может быть, но вы забываете одну вещь – те поездки Мостовому ничего не дали и футболистом не сделали. Он же закончил школу цска, после чего оказался никому не нужен. Пошел учиться в ПТУ, с футболом, можно сказать, закончил. Хорошо, что его отец на Пресню зашел.
- В «Спартаке» следят за молодежью?
- Скоро стартует молодежный турнир, посвященный 90-летнему юбилею клуба, в котором примут участие иностранные команды. В том числе и «Барселона».
- Сходите посмотреть на «Барсу»?
- А что мне «Барса»? Пойду смотреть на «Спартак». Все эти имена: «Интер», «Барселона», «Реал»… Вот приезжали последние недавно в Москву – не пошел. Не интересно мне. Пусть испанцы за ними следят и болеют, а я за российскую команду.
Конечно, интересно посмотреть и сравнить потенциал и возможности наших и иностранных молодых игроков. У той же «Барселоны» одна из лучших школ в мире. Если в «Реале» в последние 10 лет практически перестали появляться собственные воспитанники, то у каталонцев дело обстоит иначе. Будет интересно сравнить с ними наших парней.
Ведь существует два тренерских подхода. Первый – взять хороших игроков, которым и тренер по большому счету не очень нужен, и просто им не мешать. Другое дело – найти одного, второго из числа тех футболистов, которых никто не знает, которые никому не нужны, и вырастить из них настоящую команду. Второй способ несомненно более долгий и неблагодарный, но, как правило, такой подход вызывает больше уважения.
- «Спартак» по какому из этих двух путей идет?
- На данный момент и по одному, и по второму. Есть собственная школа, а если необходимо срочно усилить конкретную позицию, не дожидаясь пока вырастет новый Черенков, Гаврилов или Родионов, - покупают. Конечно, трудно угадать при покупке, далеко не каждый игрок, приходя в новую команду, способен полностью раскрыть свой потенциал и реализовать собственные амбиции.
- Раз вы заговорили о приобретениях, не можем не поинтересоваться: куда делась икра, которую болельщикам обещал зимой Леонид Федун? Сам спартаковский босс говорит, что чек на покупки выписал, а как его потратили не его дело.
- Укомплектована команда прилично, дело не в качестве исполнителей. «Спартак» в этом году просто не был готов к борьбе за первое место. Многие игроки еще не поняли простую вещь – в этой команде не принято размениваться. Десятое место, третье, второе – все это не есть хорошо. Нет в команде психологии победителя.
- А ее можно привить?
- Конечно. Быть может не любому игроку, но почти каждому. Для этого необходимо начать выигрывать. Я даже не говорю о затяжных победных сериях, достаточно выиграть 2-3 матча. Выиграть уверенно, почувствовать свою игру, вкус к победам. Сейчас как раз такой момент. Обыграв «Кубань» и «Рубин», команда должна почувствовать, что ей по силам завершить чемпионат на мажорной ноте.
«Мы не вырастим на таких полях нового Черенкова, Гаврилова, Титова»
- Но к вам приходили в команду такие люди как Робсон или Митрески, ничего и никогда не выигрывавшие.
- И сразу заряжались победным духом. Ведь в команде были люди, которые уже кто 3, кто 4, а кто и уже 5 раз становились чемпионами страны. Чуть дашь слабину – тебе тут же скажут, что мы так не играем, действуем всегда исключительно на победу. Понимание, что ничья, даже на выезде, это поражение прививается со временем. И в сегодняшнем «Спартаке» схожая идеология. Сам Карпин много чего выиграл в карьере. Ледяхов, Попов, Тихонов из того же теста. И меня успокаивает тот факт, что в «Спартаке» работают не просто свои люди, а люди с богатейшим опытом побед.
- И все же какая главная проблема «Спартака»: постановка игры или низкая самоотдача футболистов?
- Укомплектованы мы неплохо. Нарушение игровой дисциплины, слабая отдача на тренировках – одними штрафами этот вопрос не решить. Но, на мой взгляд, главная проблема – слабая самоотдача. При формуле проведения переходного чемпионата каждый весенний матч сродни кубковому. Проиграл – выпал из числа претендентов на еврокубки, выиграл – ты на коне. Так что на каждый матч надо выходить как на последний, если хочешь чего-нибудь добиться.
Плюс (или скорее это жирный минус) наши поля. В «Лужниках» поле ровное, хоть и травматичное, как и все искусственные. А все остальные? Любой нормальный тренер (от детского до тренера первой сборной) учит игрока, что голова на поле должна быть поднята. А на таких полях это невозможно. Каким бы великим и техничным футболистом ты не был, голова смотрит под ноги. Но так мы можем получить хороших бойцов, а футбол это все же игра. Мы не вырастим на таких полях нового Черенкова, Гаврилова, Титова.
В 16 лет Черенков играл у меня в «Спартаке». Титова примерно в том же возрасте я уже приглашал в сборную. И как они выглядели на поле? Величественно. Они даже шли по газону с высоко поднятой головой, расправив плечи. Могут опустить глаза разве что в момент удара или передачи. А сегодня футболисты все время смотрят себе под ноги.
- Получается, что во время, когда в футболе не было больших денег, а на полях подогревов, эти самые поля были лучше.
- Это ко мне вопрос? Да я больше вашего удивляюсь. Ведь в Тарасовке, которая расположена в северном направление от Москвы, поля отличные, хоть на них и проводят по 2 тренировки в день.
В Германии на базе «Кельна» видел 7 тренировочных полей. Эдакий набор «неделька». И вот немцы поочередно тренируются на всех этих полях. Какая бы погода не была, поле всегда в идеальном состоянии. Его просто не успевают разбить, а затем оно неделю отдыхает. Так что было бы желание.
«Ни один из футболистов «Спартака» еще не достиг своего потолка»
- Вот вы говорили о голландских школах, немецких полях. Что еще можно подсмотреть в иностранной практике? Может детей не стоит настраивать исключительно на результат с самого раннего возраста? Пусть получают удовольствие от игры.
- Главное, оставаться в рамках разумного. Дети в Германии и Голландии тоже любят выигрывать. Психология победителя необходима для успеха всем.
Я интересуюсь событиями Великой отечественной войны и недавно пересматривал фильм о тех временах, прикидывая, смог бы я, оказавшись на месте этих сверхлюдей, так же стойко переносить все лишения. Так в фильме рассказывали о том, как стали создавать партизанские отряды. Сначала люди шли в них крайне неохотно, затем стали появляться в Белоруссии и Украине. Началась рельсовая война, отряды оказывали реальную помощь войскам. И тут пошли директивы сверху: взорвать столько-то тысяч километров рельсов. И чем все закончилось? Стараясь выполнить указания, взрывали эти тысяч километров железнодорожного полотна, но в основном это был запасные пути. А основные магистрали как функционировали, так и продолжали.
Вот и детям не нужны строгие директивы. Они и без этого хотят выигрывать. Приведу совсем простой пример. Вчера с внучкой сели играть в морской бой. Говорит: хочу выиграть! Понятно, семилетняя девочка. И что, ей надо сказать, что лучше проиграть? Так психологии победителя не появиться никогда.
А вот серьезной физподготовкой заниматься с детьми, считаю, не стоит. Они игровики, зачем им накачивать мышцы? Кроссы не нужны. Растяжка, работа с мячом. От тренировки ребята должны получать удовольствие. А то смотришь – барьеры пошли, друг друга на спинах тащат. Зачем? В спартаковской школе это не так, но я же вижу, как работают другие детские тренеры.
- Как тогда объяснить проблемы Жано, который и с мячом на ты, и с головой дружит. А часто можно услышать, что парень не попадает в состав, потому что не хватает ему атлетизма?
- А Черенков у нас гренадер был? Всех в воздухе переборол и на газоне затоптал? Проблемы у Жано не с атлетизмом, а с психологией. Сейчас столько в составе травмированных, дисквалифицированных. Так грызи землю, как он это делал в матче с «Рубином», когда показал на что способен. Поправится травмированный, а ты его место уже занял. И ни один тренер не станет опять сажать тебя на лавку, если твоя игра его устраивает. Есть и еще один способ попасть в состав…
- Это какой?
- Быть на голову сильнее конкурентов.
Я люблю и уважаю всех спартаковских футболистов. Большинство из них нормально работают на тренировках. Просто я вижу, что каждому есть куда прибавлять и, будучи по жизни максималистом, жду от них прогресса. И не только я, но и болельщики. Игроки иногда подходят и спрашивают: Олег Иванович, что я совсем плохой? Нет, говорю, ты хороший. Вот если я перестану обращать на тебя внимание, тогда стоит беспокоиться. Пока же я тебя критикую, значит вижу, что ты способен на большее. Уверен, что ни один из футболистов «Спартака» еще не достиг своего потолка и играет на пределе. Каждый может прибавить.
«Раньше времени на тренировку точно никто не выходит»
- Из нынешних футболистов «Спартака» кто-нибудь после тренировки остается на поле?
- Раньше времени на тренировку точно никто не выходит. Это же должно идти не от тренера, принудить футболистов к этому нельзя. Это должно идти от самих игроков, от опытных футболистов, лидеров команды. Когда я работал в «Спартаке» все мои футболисты выходили на тренировочное поле раньше меня. К квадрат было не попасть. Тренировка в 5 начинается, а уже в половине пятого с балкона кто-нибудь кричит: я готов, держи мое место. 7 человек в квадрат играют, а остальные смотрят. Ждут, когда кто-то вылетит, чтобы занять его место. Ледяхов, помню, умел бутсы на бегу к полю завязывать. Недавно с Цилей (Ильей Цимбаларем) вспоминали: время 5, пора начинать тренировку, а Витя Онопко уже весь в мыле, наелся. Да и остальные еле стоят. Часто даже разминку не проводили – все и так готовы.
- А после тренировки оставались?
- Редко. Но это потому, что тренировки были очень интенсивными. Сил уже не было, да и надобности.
Я, в игроцкую бытность, сам понимал, когда необходимо прибавить в работе. Болел день, пропустил тренировку, значит надо наверстать эти полтора часа. Возвращаясь после травмы, я через не могу, через боль увеличивал нагрузки, чтобы догнать остальных и выйти на их уровень. Константин Иванович Бесков говорил: скрипач один день не поиграет – сам чувствует это, второй день не возьмет в руки скрипку – уже публика чувствует. В футболе все так же.
Но и здесь нужна мера. Помню, великого Гаринчу спросили за сколько он пробежит 100 метров. Он подумал, подумал и ответил, что не добежит дистанцию. И доля правды в этой шутке довольно велика – не надо футболисту на поле бегать стометровки, его дело – оторваться от соперника.
- Но теперь-то все футболисты, которых вы приводили в пример, закончили игровые карьеры, а некоторые входят в тренерский штаб команды. При этом вы сами говорите, что инициатива от тренеров исходить не может. А от кого тогда?
- Это одна из главных проблем. В команде нет дядьки, способного одним взглядом, словом повлиять на партнеров. Я сам за собой никогда не замечал, но мне партнеры по «Спартаку» в свое время говорили, что на поле как увидят мои глаза, сразу понимали, что, если мяч у соперника не отнимут, то что-то с ними будет. И работало.
- Так может рано Андрей Тихонов повесил бутсы на гвоздь? При нем с «Крыльями» какой тайм команда выдала, да и болельщиков заметно больше пришло на тот матч.
- Когда на тренировках устраивают игры, в какой бы команде ни играли Карпин, Тихонов и Ледяхов, побеждают они. Привыкли они выигрывать. Считаю, что все они рановато закончили. Передайте сначала свой победный опыт молодым, а затем уходите. Сергей Паршивлюк справляется с капитанскими обязанностями. Он хороший игрок и человек, но еще слишком молод, чтобы являться безоговорочным авторитетом и для своих, и для легионеров. Впрочем, такой недостаток как молодость, быстро проходит (улыбается).
- А насколько эффективен ход с передачей повязкой вратарю?
- Не очень эффективен. Вратарь далеко находится, не все слышит, да и его глаза не все видят (улыбается). А случись на поле какая-нибудь заварушка, пока он доберется до места событий, все уже разойдутся. Впрочем, и Дасаев был капитаном, и Черчесов. Витя Онопко был отличным капитаном. Не зная его лично, сложно поверить как лидер и капитан в команде мог быть таким скромным и застенчивым человеком в жизни.
- Может быть, потому и стал помощником тренера, а не главным?
- Я с огромной симпатией отношусь к нему и думаю, что он еще проявит себя в качестве главного тренера. Онопко был настоящим капитаном, пользовавшимся в команде абсолютным авторитетом, а это крайне важно.
Помню, только начинал тренировать, подходят ко мне перед игрой Гена Морозов и Боря Поздняков. У друга свадьба, просят отпустить их до вечера, обещают к спиртному ни прикасаться. Говорю, что разрешаю, причем пусть утром и возвращаются.
Вернулись, я их специально не ходил смотреть, нюхать. Сыграли, победили. А потом слышу из разговоров в команде, как Поздняков и Морозов приехали на свадьбу и один лимонад пили. Вот это доверие и уважение. Дали слово – сдержали. Признаться, мне в тот момент очень приятно было.
- Кого из футболистов «Спартака» могли бы похвалить?
- Из педагогических соображений не стану никого выделять. Правда, не могу не сказать пару теплых слов о Артеме Реброве. Он уверенно отстоял в воротах и с «Кубанью», и с «Рубином». Хотелось бы, чтобы и дальше продолжал в том же духе.
«И Веллитон, и Кержаков действительно думали, что могут еще выиграть мяч»
- Раз разговор зашел о вратарях, не можем не спросить как вы относитесь к столкновению Кержакова и Диканя.
- (Тяжело вздыхает.) Это футбол, довольно травматичный вид спорта. Игроки, которые попали в профессиональный футбол должны понимать, что без травм не обходится ни одна карьера. Мы знаем, что ван Бастен закончил в 27 лет. Несчастье случилось с Акинфеевым. С Диканем такая же история. Я никого не оправдываю, но если бы Кержаков или Веллитон не боролись за каждый мяч, они бы не были теми игроками, которых мы знаем. Но если кто-то докажет мне, что они сознательно хотели нанести травму, то соглашусь, что необходимо наказывать, сажать в тюрьму. Но доказать это невозможно. Я знаю, что Веллитон и Кержаков переживали из-за этих ситуаций больше, чем мы все вместе взятые. Уверен, что они не раз думали: лучше бы я туда не лез. Но, повторюсь, тогда это были бы не Веллитон и Кержаков. Соперничество нападающего и голкипера – это всегда игра на грани. И Эменике на ней играет. А если не будут бороться за мячи, то трибуны спросят: почему не стараешься?
- Но ведь 20-30 лет назад такой опасности вратари не подвергались столь регулярно. Вместе с ростом цены победы снизилась цена здоровья?
- Не согласен. Такие травмы были всегда, просто внимания такого этому не придавали. Сейчас же футбола на телеэкранах и в газетах стало очень много. На телевидении идут программы по 3 часа. Я – футбольный человек – не могу понять, как можно говорить о игре так долго.
- Но главный камень преткновения не в том, что Веллитон специально нанес травму, а Кержаков случайно, а в том, что первый был наказан (причем, под давлением), а второй наказания избежал.
- Не надо было Веллитона дисквалифицировать. И не было бы вопросов. Ну не хотел он нанести травму. И бразилец, и Кержаков действительно думали, что могут еще выиграть мяч, а не шли в тупой стык с голкипером. Вот подошел бы игрок к лежащему вратарю и пнул его в голову – тогда надо его пожизненно дисквалифицировать и еще в тюрьму посадить. Здесь же имели место исключительно игровые моменты.
- Получается, что Веллитон и Кержаков в определенной мере стали заложниками популярности футбола?
- В какой-то мере. Причем преподносят журналисты события не всегда объективно. Телекомментаторы и вовсе отдельный разговор. Иногда смотрю матч, слушаю комментатор и понимаю, что мы с ним, по всей видимости, смотрим разные игры. Звоню Жоре Ярцеву, а он мне сразу в трубку: да что комментатор несет, он другой матч смотрит? Там же совсем другое происходит на поле. А комментатор продолжает всем объяснять что надо было сделать в этом эпизоде, что в другом. Есть такие. Бывает, что просто отключаю звук и смотрю футбол в тишине. Хотя в последнее время все чаще отдаю предпочтения каналам о животных. Вроде Discovery.
Был такой случай. Один журналист постоянно писал о «Спартаке» гадости не стесняясь в выражениях. Доходило до того, что он называл команду позором отечественного футбола. И вот вызывает меня как то Николай Петрович и спрашивает: что там с командой? Нормально все – говорю – к матчу предстоящему готовимся в обычном режиме. А Старостин достает газету и показывает. Смотрю и не верю. Наш «любимый» автор сыплет комплиментами в адрес «Спартака». Смотрю удивленно, а Николай Петрович и говорит: видимо, что-то не так в команде, раз враг хвалит.
Был в 1993-м и такой случай. Ругают «Спартак» в одной статье последними словами. И игроков по отдельности, и тренера, и команду в целом. Просто дал перед следующим матчем ребятам почитать, а сам из раздевалки вышел. Выиграли в тот день уверенно.
«У нас и Хиддинк, который Словении проиграл, тоже герой»
- Свободного времени у вас сейчас достаточно. Как его проводите? Книги, кино, театр?
- Всегда любил Антона Павловича Чехова. Кто-то из великих когда то сказал, что написать повесть или роман не сложно, гораздо труднее написать маленький расказ. И ведь действительно так. Ленин говорил: у меня не было времени подготовиться к речи, так что буду говорить долго. Гениальная фраза. Вот и журналистам некоторым надо поучиться. А то обсуждают какие ошибки сделал Моуринью при определении стартового состава. А мне состав нравится, ошибок не вижу. А они его все критикуют и критикуют. Даже смешно становится.
Если вернуться к писателям, то с удовольствием перечитываю сибиряков. В том числе и Астафьева. Может скучаю по рыбалке? Перечитал «Царь-рыба». Думаю, как же точно и интересно человек описал поединок рыбака и рыбы. И Хемингуэй в «Старик и море» похожую историю изобразил. У него рыбак рыбу весь роман ловил, у Астафьева из сети доставал. Раньше мне эти произведения казались скучноватыми, а теперь интересно.
- В сборной, в отличие от «Спартака», нехватки лидеров нет.
- Сборная и клуб – разные вещи. В первом случае команда короткосрочная, а тренеру нужно просто брать лучших на данный момент. Есть, конечно, ключевые фигуры, которые в любом состоянии будут полезны. Не обязательно на поле. Они соберут вокруг себя остальных в столовой, в номере.
- А вам не обидно, что сейчас выход сборной Адвоката на чемпионат Европы преподносят едва ли не как подвиг, а выход на чемпионат мира вашей команды воспринимался как норма?
- Я рад, что наша сборная попала на Евро. Группа, конечно, была слабенькая, но главное, что вышли. А то у нас и Хиддинк, который Словении проиграл, тоже герой.
«Карпин все делает правильно»
- Леонид Федун создал фонд по борьбе с ксенофобией, расизмом и антисемитизмом, который возглавил известный спортивный журналист Леонид Трахтенберг. Своевременный шаг?
- Видимо, Федун более дальновидный человек, чем наши футбольные власти. Эти проблемы необходимо решать всем миром.
- А когда к вам приезжали Робсон или Маркао, в них тоже бананы с трибун летели?
- Все же тогда бразильцы были экзотикой в нашем чемпионате. Их принимали на ура и в Москве, а особенно в регионах. Они и сами отличными ребятами оказались.
Темнокожие игроки, уверен, понимают суть проблемы. Наверняка тот же Это’О согласится, что если в его Камеруне на трибунах соберется 10000 зрителей, то и среди них найдется пара дураков, которые что-то крикнут или кинут на поле. Но ты-то не обращай внимание! Сделай вид, что не заметил. Хулигана потом найдут, накажут, перестанут пускать на стадион. Но тебе от этого легче станет? Переведи в юмор.
А Газзаев на «Торпедо»? Валерий Георгиевич мудрейший человек. Ну пропусти ты это мимо себя. Националистов найдут и накажут без тебя.
Недовольные на трибунах тоже всегда будут. Помню, выиграли мы со «Спартаком» подряд 4 игры с крупным счетом, идем в турнирной таблице на первом месте. Играем пятый матч с «Торпедо» в «Лужниках», ведем 2:0, а с трибуны кричат: когда будет крупный счет. Не умеешь работать – убирайся. И что, мне после этого болельщиков сволочами называть? Просто прошел мимо, сказав, что будем исправляться.
- Ваше возвращение на тренерскую работу в ближайшее время невозможно?
- Я переживаю довольно спокойный период в своей жизни. Не готов возвращаться к бешеному ритму, в котором постоянно требуют: выигрывай, выигрывай, выигрывай. Я от этого груза до сих пор до конца не распрямился. Если честно, не хочу ни за что отвечать.
- Семье зато можете больше времени уделять.
- У меня сейчас главная радость – 3 внучки. Вот сегодня, перед тем как к вам прийти, полтора часа гулял с средней – первоклашкой Аней – в зоопарке. Маленькой Полине всего 4,5 годика, а старшая – Алина – мечтает стать журналисткой.
Зоопарк мне знаком отлично. Когда работал в «Пресне», ребята во время перерывов между тренировками весь парк занимали, а мне приходилось в зоопарк идти гулять. Со мной там уже бегемоты начинали здороваться – настолько привыкли друг к другу. Лошадь подкармливал постоянно.
- Кто в морской бой-то выиграл?
- Аня сразу подбила мой четырехпалубный корабль. А мне повезло попасть в 2 маленьких. Она загрустила, чуть не плачет, говорит, что я ее обыграю сейчас быстро. Решили доиграть позже. Вот у кого футболистам надо учиться воле к победе.
- Карпин использует потенциал команды полностью?
- Тренер отвечает за все. Фраза «Выигрывает команда, проигрывает тренер» актуальна и сегодня. Валерий Георгиевич делает все, что в силах. Однажды Владимир Маслаченко сказал мне такие слова: «Я никогда не был футбольным импотентом». К чему я это вспомнил? Любой тренер постоянно находится в процессе поиска. И я постоянно учился. Уверен, что Валерий Георгиевич на своем месте. Глобальные перемены не нужны. Сколько ждать? Не знаю. Быть может завтра тренировки, в ходе которых Карпин все делает правильно, принесут плоды.
Помню, как мне в 28 лет позвонил Николай Петрович и сказал, что бы принимал «Красную Пресню». Я опешил, а он говорит: ты с людьми работать умеешь, все получится. И вот я возглавил команду, которая была на 3-4 месте в своей зоне второй лиги. И финишировали с тем же составом на 14 строчке. В московской федерации футбола идет разбор полетов по итогам сезона. Идут обвинения: тренер делал все, как хотел, никого не слушал. Лучшими словами было: гнать таких в шею. Старостин встал и отвечает: вы все правильно говорите, только ответьте, сколько тренеру лет? 29? Так что же вы к нему пристали? Вы чем ему помогли? И после этого проголосовали единогласно за то, чтобы признать итоги года удовлетворительными. А команда была очень интересная. В ней появились Кульков, Мостовой, Корнеев. Только представьте – команда второй лиги, которая на выезды на электричке ездила и формой не всегда была обеспечена, делегировала в сборную целую группу игроков.
Источник: мк.ру. Новость прислал: Tankist.
число комментариев: 53
Комментировать
С Иванычем даже бегемоты здоровались,о как! И все-таки ощущение,время ОИР ушло, приглашать его на пост ГТ нелогично,ИМХО. |
Грандс |
|
СТРОГино, Почему тяжело же нам будет ..потому что ОИР собирается нас тренировать или потому , что он с командой и несёт нестыковки ..заговаривается ?! Возможно при таком большом вью у журналиста диктофон сел при постоянных перекурах ОИРа и он напутал в конспекте . |
Грандс |
|
СёмаЛев, Хочешь сказать что барса плохо играла ?! у неё было столько моментов ..как у Спартака раньше и постоянно хаяли нас за то , что плохая реализация . Титов вечно со своими ударами щёчкой доводил до раздражения . |
СёмаЛев |
|
Грандс, а МНЕ ТОЖЕ НРАВИТСЯ СМОТРЕТЬ НА бАРСУ,ВОТ МАТЧ С ЧЕЛСИ МНЕ оооооооооооооочень понравился,побольше бы таких матчей с её стороны!!! |
Guny |
|
Времена игроков вроде Дмитрия Хлестова, что вкалывали на тренировках от и до уходят? Да нам пару защитников типа Д.Хлестого не мешало бы. Змей 20.04.2012 13:32:40 В 16 лет Черенков играл у меня в «Спартаке». Я тоже не в понятках. |
igopus |
|
Душевно. |
Японец |
|
Что то ОИР не то про Федю сморозил,или это журналист напутал!) |
Грандс |
|
mmt, Скорее это реально , чем наоборот :о) |
Олег Иваныч, вам бы книги писать...каждое интервью читаю и словно возвращаюсь в те годы когда начал болеть за Спартак , когда ОИР главный тренер, когда мы чемпионы.... |
mmt |
|
Учитывая всякие нелогичные решения, на кои гораздо руководство, не удивлюсь, если Карпин останется ГТ, а ГД будет ОИР :) |
Змей |
|
В 16 лет Черенков играл у меня в «Спартаке». ****** Это что за бред? Думаю - ОИР оговорился, но журналюга то должен материал вычитывать, чтобы такой х..уйни не писать!!! |
Vitche |
|
молодец Иваныч! ни слова лишнего..всё по делу..Гордость и Легенда Спартака навсегда!!! |
mmt |
|
И пусть говорят. Им обоим есть что сказать. |
Грандс |
|
- Сходите посмотреть на «Барсу»? - А что мне «Барса»? Пойду смотреть на «Спартак». Вот это я понимаю Спартаковец до глубины души..только Спартак ! Просто вью на стопятсот..и тренеровать , как я понял он не собирается . просто его радует и , как переживающего за Спартак очень человека , радует сложившаяся обстановка и развитие клуба , заставляет смотреть на фут.мир с позитивом и передовать свои знания кому считает нужным . Хорошо , что Олег Иванович сейчас с командой ! |
igor1976 |
|
немного грустненькое интервью мне показалось. |
OmgCrazy |
|
Его очень интересно читать. Вот кто разговорился в этом году, так это Рейнгольд, по 2-3 интервью в неделю появляется. |
Oberst |
|
Вот она святая история Великого клуба..... при жизни. |
Lanit |
|
У меня такое чувство что ОИР за эту часть чемпионата раздал интервью больше чем за годы вне футбола) |
dias |
|
рустут 76, к дождю наверно?!))) |
Не хило Иваныч разговорился)! |
Фотографии
Видео
Таблица ЧР 2024/2025
команда | и | о | |
---|---|---|---|
зенит | 16 | 39 | |
Краснодар | 16 | 38 | |
Локомотив | 16 | 34 | |
СПАРТАК | 16 | 31 | |
Динамо | 16 | 31 | |
цкг | 16 | 27 | |
Рубин | 16 | 22 | |
Ростов | 16 | 20 | |
Акрон | 16 | 16 | |
Пари НН | 16 | 16 | |
Динамо Мх | 16 | 16 | |
Крылья Советов | 16 | 15 | |
Химки | 16 | 13 | |
Факел | 16 | 13 | |
Ахмат | 16 | 9 | |
Оренбург | 16 | 8 |
Кубок России 2024/2025
Группа "A" | и | о | |
---|---|---|---|
СПАРТАК | 6 | 15 | |
Динамо М | 6 | 11 | |
Динамо Мх | 6 | 8 | |
Крылья Советов | 6 | 2 |
Группа "B" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив М | 6 | 17 | |
Ростов | 6 | 11 | |
Химки | 6 | 5 | |
Орненбург | 6 | 3 |
Группа "C" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 6 | 14 | |
Ахмат | 6 | 9 | |
Краснодар | 6 | 9 | |
Пари НН | 6 | 4 |
Группа "D" | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 6 | 16 | |
Рубин | 6 | 9 | |
Акрон | 6 | 8 | |
Факел | 6 | 3 |
ЖФЛ 2024
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 24 | 68 | |
цкг | 24 | 62 | |
СПАРТАК | 24 | 50 | |
Локомотив | 24 | 50 | |
Динамо | 24 | 41 | |
Звезда-2005 | 24 | 33 | |
Краснодар | 24 | 28 | |
Ростов | 24 | 23 | |
Чертаново | 24 | 22 | |
Енисей | 24 | 21 | |
Рязань-ВДВ | 24 | 20 | |
Крылья Советов | 24 | 18 | |
Рубин | 24 | 8 |
2-я Лига Б. Группа 2
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Динамо-2 | 30 | 70 | |
СПАРТАК-2 | 30 | 62 | |
Леон Сатурн | 30 | 58 | |
Иркутск | 30 | 57 | |
Чертаново | 30 | 55 | |
Зенит-2 | 30 | 51 | |
Динамо-Вологда | 30 | 51 | |
Балтика-БФУ | 30 | 50 | |
Динамо-СПб | 30 | 39 | |
Торпедо-Владимир | 30 | 39 | |
Родина-М | 30 | 34 | |
Знамя Труда | 30 | 31 | |
Луки-Энергия | 30 | 28 | |
Тверь | 30 | 25 | |
Енисей-2 | 30 | 14 | |
Звезда | 30 | 8 |
МФЛ 2024
Группа "А" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 28 | 69 | |
Зенит | 28 | 64 | |
СПАРТАК | 28 | 50 | |
Краснодар | 28 | 50 | |
Локомотив | 28 | 49 | |
Ростов | 28 | 49 | |
Сочи | 28 | 41 | |
Динамо | 28 | 40 | |
Чертаново | 28 | 37 | |
Ак. им. Коноплева | 28 | 32 |
Группа "Б" | и | о | |
---|---|---|---|
Факел | 28 | 48 | |
Балтика | 28 | 41 | |
Рубин | 28 | 40 | |
Крылья Советов | 28 | 36 | |
Строгино | 28 | 31 | |
Ахмат | 28 | 30 | |
Урал | 28 | 26 | |
Оренбург | 28 | 20 | |
Пари НН | 28 | 17 | |
Мастер-Сатурн | 28 | 12 |
Первая Лига 2024/2025
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Балтика | 19 | 39 | |
Торпедо М | 19 | 37 | |
Урал | 19 | 33 | |
Сочи | 19 | 31 | |
Арсенал | 19 | 30 | |
Черноморец | 19 | 30 | |
Чайка | 19 | 26 | |
Ротор | 19 | 26 | |
СКА-Хабаровск | 19 | 25 | |
Родина | 19 | 24 | |
Енисей | 19 | 23 | |
Нефтехимик | 19 | 23 | |
КАМАЗ | 19 | 22 | |
Уфа | 19 | 20 | |
Шинник | 19 | 19 | |
Сокол | 19 | 19 | |
Алания | 19 | 18 | |
Тюмень | 19 | 9 |
КХЛ 2024/2025
Конференция "Запад" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив | 30 | 52 | |
Спартак | 29 | 43 | |
Динамо Мск | 29 | 39 | |
ска | 30 | 39 | |
цкг | 27 | 35 | |
Северсталь | 27 | 32 | |
Динамо Мн | 29 | 32 | |
Торпедо | 29 | 31 | |
Витязь | 30 | 29 | |
Куньлунь РС | 30 | 25 | |
ХК Сочи | 27 | 22 |
Конференция "Восток" | и | о | |
---|---|---|---|
Трактор | 29 | 42 | |
Автомобилист | 27 | 37 | |
Салават Юлаев | 26 | 36 | |
Ак Барс | 26 | 35 | |
Металлург Мг | 30 | 31 | |
Адмирал | 30 | 29 | |
Нефтехимик | 30 | 28 | |
Сибирь | 27 | 25 | |
Лада | 27 | 25 | |
Авангард | 27 | 24 | |
Барыс | 29 | 20 | |
Амур | 29 | 15 |
Опрос
Следующая игра
27 ноября 2024г.
Ростов Арена
начало матча в 20:30
2025 г.
Академия "Спартак"
начало матча в --:--
2025 г.
Академия "Спартак"
начало матча в --:--
25 ноября 2024 г.
ДС «Мегаспорт»
начало матча в 19:30
2025 г.
Академия "Спартак"
19 ноября 2024 г.
"Волгоград Арена"
начало матча в 19:30
Поддержите нас
Следующая игра
27 ноября 2024г.
Ростов Арена
начало матча в 20:30
2025 г.
Академия "Спартак"
начало матча в --:--
2025 г.
Академия "Спартак"
начало матча в --:--
25 ноября 2024 г.
ДС «Мегаспорт»
начало матча в 19:30
2025 г.
Академия "Спартак"
19 ноября 2024 г.
"Волгоград Арена"
начало матча в 19:30
Реклама
Опрос
Реклама