01.06.2010
29 мая, в день 34-летия Егора, один из друзей пожелал ему, чтобы за глаза говорили то же, что и в лицо.
Что за глаза, что в лицо – Титову все советовали с футболом не заканчивать. Бог уберег от тяжелых травм. Обезболивающие не требуются — доигрывай себе в удовольствие. Им интересовались несколько клубов премьер-лиги. Предлагали посильные условия. 39-летний Андрей Тихонов пытался вдохновить собственным примером: «Да я… Да в твои-то годы!».
Но человек устал. Футбол после «Спартака» оказался в тягость.
«ПРИКИНУЛСЯ, ЧТО ЕДУ НА ПРОСМОТР… В «КРИВБАСС»
— Как-то вы признались: «По-хорошему завидую знакомым, которым не надо просыпаться по будильнику».
— Ну да, это состоятельные люди, которые могут себе позволить ежедневно высыпаться, а дела планировать с обеда. Я же всю жизнь вставал спозаранку и ехал на тренировку через пол-Москвы. Устаешь от такого графика. Теперь просыпаюсь в десять, играю с детьми. Они по мне ползают. Блаженство…
— Насколько мне известно, ваши супруга и мама не в восторге. Прореха в семейном бюджете – всегда потрясение.
— Потрясение – это когда муж каждый день дома и обживается в роли хозяина. Иной раз, вернувшись со сборов, я не мог найти дома нужную вещь. И спрашивал у Вероники, где что лежит. Сейчас я стал чаще общаться с дочерьми. Я их лучше узнал.
В общем, дави не дави, а от своего решения не откажусь. И не надо нравоучений.
Мне говорят: «Играй!». Встречный вопрос: «Где играть?». «Спартак» не зовет. С другими московскими клубами варианта быть не может. «Химки»? Еще в памяти нехорошая история — меня в этом клубе обманули. Ездить по дальним городам уже не хочу.
— Такое ощущение, что у вас ноль эмоций, когда речь заходит о футболе.
— Видели бы вы, сколько у меня эмоций, когда с друзьями гоняем в дыр-дыр! Особенно с Тихоновым – это же кайф! Отдаешь ему пас и точно знаешь, что он вернет. И нет этих постоянных окриков, как на тренировках: «Стоп! Назад! Куда побежали? Не так!».
Если говорить о футболе профессиональном… Тут и впрямь какое-то опустошение. Наверно, временное. Все испортила история, произошедшая в «Локомотиве» (астанинском. – Прим. ред.). У меня отбили желание стараться, играть. Оставался еще год контракта, я настраивался на один сезон, это как минимум. И вдруг исчезает руководство. От нас с Тихоновым явно пытаются избавиться. Никто не звонит. Достучаться до боссов невозможно. За свои деньги приезжаем в Турцию на сборы к команде – путь в отель преграждает шлагбаум. Мы, взрослые люди, начинаем придумывать, как проникнуть внутрь. Сопровождающий предложил: «Скажу на КПП, что везу вас на просмотр в «Кривбасс». Охранники отеля нас оглядели, покивали: «А-а, в «Кривбасс», проезжайте». Делегация «Локо» — все, кто был, – обалдели: как Тихонов с Титовым сюда проникли?! Начинаем заселяться; девушка на рецепции предлагает свободные номера. Но, после того как мы предъявили паспорта, явился управляющий. Извинился: ничем не могу помочь, нет ни одного свободного номера, освободите территорию.
На «Локомотиве» висела задолженность, но погашать ее никто не собирался. Зато принялись названивать какие-то типы с казахстанских номеров. «Хочешь денег? Приезжай! Я только что с зоны «откинулся» и жду тебя». Агенту звонили с запугиваниями, он это на диктофон записал. Мы пытались вычислить, что за люди беспокоили, но не получилось.
Понял одно: проведя в «Спартаке» всю жизнь, тяжело получить удовольствие от работы в другом месте.
— Когда же «Локомотив» вернет вам положенное?
— Уже вернули. Около месяца назад клуб возглавил Григорий Лория, и с его помощью все вопросы были быстро улажены.
— Готовы дать добрый совет наивным российским футболистам: «Не ходите, дети, в Казахстан гулять»?
— Почему, ехать можно. Только в проверенные годами команды. Жаль Вову Бесчастных и Олега Веретенникова. Они до сих пор пытаются выбить долги, но бесполезно: их клубы закрылись, отвечать по долгам некому.
«ФЕДУН ЗНАЛ О ПЛАНАХ ЧЕРЧЕСОВА»
— Вам звонили из «Спартака», скажем, с предложениями о трудоустройстве?
— Ни звонка.
— Владелец «Спартака» Леонид Федун, прощаясь с вами, пообещал поучаствовать в организации прощального матча и сказал, что будет рад видеть вас в клубе в любом качестве.
— В каком? Секретарем у Жиляева (многолетнего начальника команды. – Прим. ред.)? Других вакансий нет, разве что эта. У Карпина своя команда.
— Леонид Арнольдович говорил мне, что отстранение Титова и Калиниченко – исключительно тренерское решение, с которым он не согласен, но вынужден смириться.
— Хозяин дает огромные деньги на команду, но при этом не может перечить главному тренеру или гендиректору? Посмотрел бы я на реакцию Федуна, выскажи в свое время свою точку зрения Старков: «Кавенаги не вписывается». Но Старков не осмелился, памятуя, сколько денег было заплачено за аргентинца. А конкуренция в тот момент складывалась так: либо остается Кавенаги, либо Погребняк. Паша выглядел явно посильнее. Когда Погребняка решили отправить куда-то в аренду, мы с Аленичевым пошли просить за него к гендиректору Перваку. Но нам так и не удалось разобраться, чье это решение.
Думаю, Федун заранее знает обо всех значимых решениях. И для него не стало сюрпризом, что Черчесов убрал нас.
— У вас остался зуб на Федуна?
— Напротив. Я благодарен ему за годы в «Спартаке». Зарплата, премиальные – день в день. Относился к игрокам нормально, ко мне в частности. Мы с ним не раз общались. Леониду Арнольдовичу хочу пожелать, чтобы команда была на ходу с первого тура, а то который год стартуем со скрипом. В следующем году будет десять лет, как «Спартак» — не чемпион. Неудобно уже.
— Вы обмолвились, что следовало закончить с футболом в тот же день, как Черчесов отправил вас в дубль.
— Поступок был бы логичным. Но я не мог рубить сплеча. Взял кредит, больше миллиона в условных единицах, надо было выплачивать. А где брать деньги? Да и глупо заканчивать в 32 года, находясь в хороших кондициях. Если бы по травме – другое дело.
«ПОПРОЩАЮСЬ В «ОЛИМПИЙСКОМ»
– Так когда прощальный матч? Или вы не любитель трогательных расставаний?
– Есть люди, которые этим занимаются. Изначально прощальный матч планировался на этот май. Не получилось. Видимо, вернемся к вопросу в следующем году.
– Стадион выбрали?
– «Лужники» не то. Я предпочитаю камерную обстановку. «Локомотив» – отличный стадион, но чужой. Почему бы не «Олимпийский»? В союзные времена «Спартак» проводил там матчи – 35 тысяч вместимость, тепло, уютно. Кого соберу? Друзей, партнеров по «Спартаку». Не обязательно футболистов.
– Станислава Черчесова позовете?
– Исключено.
– Руслан Нигматуллин, работающий сейчас диджеем, признался, что зарабатывает на уровне игрока премьер-лиги. Сколько платят в клубе «Артист», в который вас принял его президент Николай Трубач?
– На уровне хорошего игрока премьер-лиги. Наша задача – подарить людям праздник. Схема такая: выезжаем в какой-нибудь город, который отмечает, допустим, юбилей. Днем – матч, вечером – концерт. В команде собраны как бывшие футболисты, так и артисты. Саша Ширко и Пресняков-старший, Дима Кузнецов и Юрий Лоза, Аркадий Белый и Виктор Салтыков, Юра Ковтун и Женя Кемеровский… Всего человек 25–30 знаменитостей. Артисты приезжают с песнями, футболисты работают на поле. У каждого своя задача…
Кстати, совсем недавно ездили в Казань в компании ветеранов киевского «Динамо». Никогда не думал, что сыграю вместе с Михайличенко, Чановым, Демьяненко, Белановым. Для меня они – великие люди, обратился к ним на «вы». А киевляне даже обиделись: мол, давай на равных общаться. Сдружились.
– Серьезных людей объединил Трубач…
– Он хочет, чтобы я наряду с Пресняковым-старшим стал вице-президентом клуба.
– Где пройдут следующие гастроли?
– Самара, Красноярский край, Пятигорск, Кисловодск…
– Ваша деятельность ограничится «Артистом»?
– Для начала надо мозги привести в порядок и подумать, чем я буду заниматься. Пока не могу сказать ничего определенного.
– У вас есть бизнес?
– Мне приносят доход сделанные когда-то вложения в недвижимость, землю. Проценты капают. Если спросите, есть ли миллион долларов, как недавно один журналист поинтересовался, отвечу: «Да, есть». Не исключено, вложу его в старшую дочку Аню, которая усиленно занимается теннисом. Ближайшие года два станут определяющими: выйдет ли из нее толк? Ее подготовка обходится в копеечку. Это и корты, и переезды, затраты на тренера.
– Характером вышла?
– Да. И это – самое главное. Она может плакать, рыдать, но на корте будет биться. В сердцах заявила, что ради тенниса готова бросить учебу. Манерой похожа на Шарапову – бьет, не раздумывая, удобный мяч или нет. На мой взгляд, надо быть избирательнее, начинать атаку с удобного приема.
– Подсказываете со стороны?
– Стою в сторонке, съедаю себя изнутри. Пусть тренер подсказывает. А родители разные встречаются. Я видел однажды, как они дерутся между собой. Мрак…
– Не давит на Аню авторитет отца?
– Спортивная слава отцов, считаю, давит на мальчиков. И, случается, эта слава затрудняет их карьерный путь. Примеры перед глазами: Вадим Романцев, Евгений Ловчев-младший. Превзойти отца очень трудно.
– Ваша сестра Ксения недавно вышла замуж за полузащитника «Сибири» Алексея Васильева. Продолжение династии?
– Ксения с детства в футбольной среде, и нет ничего удивительного, что здесь она нашла мужа. Скоро он уедет на сборы, а она останется его ждать.
"СС"
число комментариев:
64