команда | и | о | |
---|---|---|---|
Краснодар | 18 | 39 | |
зенит | 18 | 39 | |
СПАРТАК | 18 | 37 | |
Динамо | 18 | 35 | |
Локомотив | 18 | 35 | |
цкг | 18 | 31 | |
Ростов | 18 | 26 | |
Рубин | 18 | 26 | |
Акрон | 18 | 22 | |
Крылья Советов | 18 | 18 | |
Динамо Мх | 18 | 17 | |
Пари НН | 18 | 16 | |
Химки | 18 | 16 | |
Факел | 18 | 14 | |
Ахмат | 18 | 13 | |
Оренбург | 18 | 8 |
Группа "A" | и | о | |
---|---|---|---|
СПАРТАК | 6 | 15 | |
Динамо М | 6 | 11 | |
Динамо Мх | 6 | 8 | |
Крылья Советов | 6 | 2 |
Группа "B" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив М | 6 | 17 | |
Ростов | 6 | 11 | |
Химки | 6 | 5 | |
Орненбург | 6 | 3 |
Группа "C" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 6 | 14 | |
Ахмат | 6 | 9 | |
Краснодар | 6 | 9 | |
Пари НН | 6 | 4 |
Группа "D" | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 6 | 16 | |
Рубин | 6 | 9 | |
Акрон | 6 | 8 | |
Факел | 6 | 3 |
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 24 | 68 | |
цкг | 24 | 62 | |
СПАРТАК | 24 | 50 | |
Локомотив | 24 | 50 | |
Динамо | 24 | 41 | |
Звезда-2005 | 24 | 33 | |
Краснодар | 24 | 28 | |
Ростов | 24 | 23 | |
Чертаново | 24 | 22 | |
Енисей | 24 | 21 | |
Рязань-ВДВ | 24 | 20 | |
Крылья Советов | 24 | 18 | |
Рубин | 24 | 8 |
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Динамо-2 | 30 | 70 | |
СПАРТАК-2 | 30 | 62 | |
Леон Сатурн | 30 | 58 | |
Иркутск | 30 | 57 | |
Чертаново | 30 | 55 | |
Зенит-2 | 30 | 51 | |
Динамо-Вологда | 30 | 51 | |
Балтика-БФУ | 30 | 50 | |
Динамо-СПб | 30 | 39 | |
Торпедо-Владимир | 30 | 39 | |
Родина-М | 30 | 34 | |
Знамя Труда | 30 | 31 | |
Луки-Энергия | 30 | 28 | |
Тверь | 30 | 25 | |
Енисей-2 | 30 | 14 | |
Звезда | 30 | 8 |
Группа "А" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 28 | 69 | |
Зенит | 28 | 64 | |
СПАРТАК | 28 | 50 | |
Краснодар | 28 | 50 | |
Локомотив | 28 | 49 | |
Ростов | 28 | 49 | |
Сочи | 28 | 41 | |
Динамо | 28 | 40 | |
Чертаново | 28 | 37 | |
Ак. им. Коноплева | 28 | 32 |
Группа "Б" | и | о | |
---|---|---|---|
Факел | 28 | 48 | |
Балтика | 28 | 41 | |
Рубин | 28 | 40 | |
Крылья Советов | 28 | 36 | |
Строгино | 28 | 31 | |
Ахмат | 28 | 30 | |
Урал | 28 | 26 | |
Оренбург | 28 | 20 | |
Пари НН | 28 | 17 | |
Мастер-Сатурн | 28 | 12 |
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Балтика | 21 | 45 | |
Торпедо М | 21 | 43 | |
Урал | 21 | 37 | |
Сочи | 21 | 37 | |
Черноморец | 21 | 36 | |
Арсенал | 21 | 30 | |
Ротор | 21 | 30 | |
СКА-Хабаровск | 21 | 29 | |
Чайка | 21 | 28 | |
Енисей | 21 | 27 | |
Нефтехимик | 21 | 26 | |
Родина | 21 | 24 | |
КАМАЗ | 21 | 22 | |
Шинник | 21 | 21 | |
Уфа | 21 | 20 | |
Сокол | 21 | 19 | |
Алания | 21 | 18 | |
Тюмень | 21 | 12 |
Конференция "Запад" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив | 41 | 66 | |
Спартак | 39 | 55 | |
цкг | 38 | 55 | |
ска | 39 | 50 | |
Динамо Мск | 40 | 49 | |
Северсталь | 39 | 48 | |
Динамо Мн | 39 | 47 | |
Торпедо | 38 | 41 | |
Витязь | 39 | 36 | |
Куньлунь РС | 39 | 34 | |
ХК Сочи | 38 | 27 |
Конференция "Восток" | и | о | |
---|---|---|---|
Салават Юлаев | 38 | 54 | |
Трактор | 40 | 52 | |
Ак Барс | 37 | 50 | |
Металлург Мг | 40 | 48 | |
Автомобилист | 38 | 47 | |
Адмирал | 41 | 42 | |
Авангард | 38 | 39 | |
Нефтехимик | 39 | 37 | |
Сибирь | 37 | 35 | |
Лада | 36 | 33 | |
Барыс | 44 | 23 | |
Амур | 39 | 21 |
НИГМАТУЛЛИН/ ФИЛИМОНОВ. Новогоднюю идею «ССФ» – встретиться в редакции, поговорить за жизнь, подвести итоги уходящего года – знаменитые вратари сочли интересной. Насколько интересной получилась долгождан- ная встреча – судить вам...
«КАК МОЖНО НА РОМАНЦЕВА НАКРИЧАТЬ?»
– Давно не виделись?
НИГМАТУЛЛИН: Ой, давно... Года три, наверное. Припоминаю, Саша тогда играл в «Москве», а я себя на телевидении пробовал. В жизни так случается, к сожалению – времени нет, дела... Бывает, люди на одной улице живут – и годами могут не видеться.
ФИЛИМОНОВ: О нас в таком случае и говорить нечего: я последний сезон в Узбекистане провел, Руслан – в Израиле. Даже не соседние улицы, – смеется.
– Кстати, считаете себя земляками? Казань и Йошкар-Олу всего-то 200 километров разделяют...
НИГМАТУЛЛИН: Земляки? Вряд ли. Саша, ты разве чувствуешь себя йошкаролинцем?
ФИЛИМОНОВ: Только корни оттуда – а так и рос, и футболом начал заниматься в Кишиневе. Можно сказать – воспитанник молдавского футбола.
– Когда впервые услышали друг о друге?
НИГМАТУЛЛИН: Мне было 16 лет, я решил первый раз сходить на «Рубин». Казанская команда тогда играла во второй лиге чемпионата СССР. Матч был против «Дружбы» из Йошкар-Олы. Пришел, открыл программку – смотрю в воротах гостей парень, всего на год меня старше. Фамилия – Филимонов. Подумал – ничего себе! А когда он еще отыграл уверенно, тут я уж твердо решил – надо и мне куда-то двигаться, искать варианты. И уже через пару недель поехал на просмотр в «КАМАЗ». Так что, можно сказать, Сашины успехи и моей карьере придали толчок.
ФИЛИМОНОВ: Ну а я впервые о Руслане услышал, когда он уже в основном составе «КАМАЗа» играть начал. Это был год 94-й, кажется.
– Через два года вы встретились в Тарасовке...
НИГМАТУЛЛИН: Тренером «Спартака» тогда был Ярцев – человек импульсивный. Если вратарь ошибался, можно было предположить, что следующую игру он начнет в запасе. В итоге я за весь сезон провел игр 12 – в том числе и самый худший матч в карьере, с «Торпедо». Быстро пропустил три гола, хотя не ошибся ни разу. Еще в первом тайме вышел Филимонов – и «Спартак» выиграл 4:3...
ФИЛИМОНОВ: Поправлю, я в том сезоне отыграл 26 матчей, Руслан – 10.
– Каким-то вратарским нюансам друг у друга учились? Что-то подсматривали?
НИГМАТУЛЛИН: Всегда знал, что Александр лучше меня играет ногами. Старался за этим компонентом следить особенно. Просто в детстве совсем не учили ногами играть...
ФИЛИМОНОВ: У меня отец работает в Альметьевске, в одной из местных футбольных школ. Я недавно туда приезжал, мастер-класс проводил. Так после занятия 90 процентов ребят признались, что у них проблемы с выносом мяча от ворот. Может, это у вас в Татарстане исторически так повелось? – смеется.
Если серьезно, то, глядя на Руслана, я, например, прекрасно понимал, что никогда не смогу так прыгать. Просто другая комплекция.
НИГМАТУЛЛИН: А я, наоборот, никогда не питал иллюзий насчет того, чтобы пойти на выход и снести на пути всех – и своих, и чужих. Всегда старался оббежать.
– Выиграть конкуренцию, остаться в «Спартаке» выпало Филимонову...
НИГМАТУЛЛИН: Получилось, что я в «Спартаке» на год раньше появился, но Саша продержался дольше...
Спорить не стану – Филимонов стабильнее выглядел. Но, по-моему, любой вратарь вам скажет, что главное для него – это тренерское доверие. Я в «Спартаке» полного доверия к себе не ощущал. Много было дерганий, нервозности. Под постоянным прессом работается тяжело, как следствие – практически весь 97-й год я в дубле провел. После конфликта с Романцевым...
Накричали другу на друга? Что вы! Как можно на Романцева накричать? На сборах Олегу Иванычу показалось, что я не очень внимателен на теоретическом занятии – он меня с занятия выгнал. Мне бы подойти, извиниться, но нет – молодой был, горячий. Вместе с командой вернулся в Москву и без лишних разговоров отправился в дубль. Конфликт был погашен только спустя годы, когда я у Романцева в сборной оказался.
ФИЛИМОНОВ: Для меня самой главной задачей было сыграть «на ноль». Для этого, собственно, вратарь и выходит на поле. Нужно тренироваться в полную силу, готовиться к игре психологически, а уже тренер на основании того, что он видит на тренировках, отдает предпочтение кому-то из вратарей. Нужно готовиться именно к игре, а не к борьбе за место в воротах, потому что только игра показывает, на что способен голкипер.
НИГМАТУЛЛИН: С другой стороны, все, что ни делается – к лучшему. Неудачи в «Спартаке» заставили сосредоточиться, пересмотреть отношение к тренировкам, к жизни... Полезный опыт. Очень мне потом в «Локомотиве» помог. Все-таки в Москву я приехал совсем молодым человеком – а тут большой город, дискотеки, соблазны разные... Думаю, у всех начинающих ребят это случается – теряется концентрация.
ФИЛИМОНОВ: Не у всех. Я в Москву приехал – только футболом интересовался.
НИГМАТУЛЛИН: Так ты с женою на базе в Тарасовке жил. На базе, да еще с женой – какие дискотеки? Не то, что я – перспективный, неокольцованный...
– Если присмотреться, кстати – кольца не носите оба. Профессиональное?
НИГМАТУЛЛИН: У вратарей пальцы, как правило, деформированные, я – не исключение. Тут уж не до колец…
ФИЛИМОНОВ: Обручальное кольцо по другой причине не ношу. Но об этом не стоит… Переломы-вывихи? Мизинец вот был сломан. Я эту историю, кстати, нигде не рассказывал. Начали к чемпионату мира готовиться, и я на первой же тренировке в Бору палец сломал. Ну, это потом уже узнал, что сломал, сначала-то думал – просто выбил. У вратарей это часто бывает. Обмотал пластырем, и – вперед. Уже с чемпионата мира вернувшись, поехал в ЦИТО, там врачи огорошили: «У вас перелом». Получается, почти месяц со сломанным пальцем оттренировался, и боли-то особой не чувствовал. Единственное – сросся криво…
«И ТОГДА УЖЕ ТОЛЬКО НА ПЕРВЕНСТВО БАНИ...»
– Ваши отношения как-то менялись с годами?
ФИЛИМОНОВ: Конфликтов никогда не было, если вы об этом. Всегда относились друг к другу с уважением.
НИГМАТУЛЛИН: Не дрались уж точно. Даже конкурируя за место в составе, старались сохранять товарищеские отношения.
– То есть дружба между вратарями возможна?
НИГМАТУЛЛИН: А почему нет? Понятно, что каждый хочет играть, но на отношениях это зачастую не сказывается. У меня, например, один из лучших друзей Платон Захарчук – в «КАМАЗе» вместе играли.
ФИЛИМОНОВ: А у меня Андрей Сметанин, с которым в «Спартаке» конкурировали так же, как с Русланом.
– Сметанин на недавнее возвращение Нигматуллина в большой футбол жестко отреагировал: «Я бы так народ смешить не согласился».
ФИЛИМОНОВ: У каждого человека свое мнение. В то же время каждый человек сам волен распоряжаться своей судьбой. Я, допустим, не считаю, что Руслан кого-то насмешил. Если были желание, силы, то почему нет?
НИГМАТУЛЛИН: Конечно, неприятно было слышать. Он тоже не Лев Яшин, чтобы говорить обо мне так снисходительно. Мне ближе высказывание Овчинникова: «Наверное, у Нигматуллина деньги закончились». Это хотя бы смешно...
– Но теперь-то точно все?
НИГМАТУЛЛИН: С карьерой вратаря? Точно. Проблемы со здоровьем – главная причина. В Израиле спину порой заклинивало так, что ни развернуться, ни повернуться. Да и пять месяцев без семьи, без детей – тяжеловато…
– Между тем еще год назад говорили: «Хочу играть до сорока», ван дер Сара, Леманна в пример приводили…
НИГМАТУЛЛИН: Говорю же – здоровье. Ресурсы организма не безграничны. В моем случае – все, лимит исчерпан.
– А мы сейчас Филимонова спросим – исчерпан или нет? Вас, Александр, не удивит, если Руслан еще раз в большой футбол вернется? Скажем, через пару лет подлечит все болячки и...
НИГМАТУЛЛИН: Неужели я настолько неадекватен?
ФИЛИМОНОВ: Это только Руслану решать. Но если надумает, то должен понимать – в следующий раз будет еще труднее.
НИГМАТУЛЛИН: Да, и тогда уже только на первенство бани... Мне ведь и в прошлый раз сильно повезло, что после такого перерыва удалось команду найти. Так ведь вообще никто брать не хотел.
– Зато потом не отпускали... В Израиле, знаем, несмотря на все проблемы – просили остаться. И болельщики на руках носили…
НИГМАТУЛЛИН: Просили. Всего за день решили вопрос, чтобы ко мне прилетела семья. Дали четыре дня выходных. И на руках носили, да. В домашнем матче с «Хапоэлем» из Раанана поймал кураж, ликвидировал пять выходов один на один, мы выиграли. После финального свистка болельщики выбежали на поле, подняли на руки, совершили импровизированный круг почета. При том, что буквально в предыдущем матче эти же люди кричали: «Улетай в свою Москву!». Там вообще это принято – сегодня камнями с трибун швыряются, завтра – до небес возносят. От ненависти до любви…
В меня камнями не кидались, и то хорошо. А что на руках носили… Я к тому моменту уже принял решение. Понял, что жертвовать здоровьем не хочу, да и смысла нет. Было бы ради чего…
– Полюбовно с «Маккаби» расстались? Денег вам израильтяне не должны?
– Для маленьких клубов задержки зарплат – обычное дело. В Израиле столкнулся с тем, что команда пыталась бойкотировать тренировки. Это, конечно, сильно раздражало, влияя на обстановку, на результаты…
Со мной в итоге рассчитались. С трудом, но рассчитались. После расторжения контракта пришлось еще две недели там просидеть – выплат дождаться.
Агент помог? Бросьте! Он сейчас, наоборот, меня «душит» на тему того, что я ему денег должен...
ФИЛИМОНОВ: Я с этими бойкотами, задержками на Кипре столкнулся. Тоже команда не выходила на тренировки. В маленьких клубах, это Руслан точно подметил, часто так бывает – начинают сезон, когда в кармане чуть денег имеется, рассчитывая по ходу с проблемами разобраться.
Хорошо, в Узбекистане таких трудностей нет. Не сказать, что деньги капают, не сказать, что льется водопад – все средненько, но стабильно. За исключением уж совсем явных аутсайдеров – просто непонятно, как там люди играют – и «Бунедкора», все остальные команды приблизительно на одном, скромном уровне находятся. «Бунедкор» вообще – отдельная история…
– Ваш контракт с ташкентским «Локомотивом» закончился…
– Закончился. Но думаю продлить. Мне это интересно. И руководству «Локомотива», знаю, наше сотрудничество понравилось, они полностью удовлетворены моей игрой.
Есть и другие варианты – в том числе в Россию вернуться. Тоска по родным краям, по родному чемпионату здесь ни при чем, просто пока в отпуске – можно и подумать, все взвесить спокойно...
На данный момент склоняюсь к тому, чтобы продолжить карьеру в Ташкенте. Как говорится – дом там, где работа. Да и команда развивается – строится стадион, база…
Что самое главное – со стороны «Локомотива» есть конкретное предложение, там меня ценят, ждут. Люди очень доброжелательно, уважительно относятся: «Саша, играй, сколько захочешь!». Такое отношение подкупает.
– Правда, что в «Кубани» – вашем последнем российском клубе – с вами некрасиво расстались, обвинив в сдаче матчей?
– Обвинений не было. Единственное – команда в прошлом году вышла в премьер-лигу, и, по-моему, определенный вклад в этот успех я внес. Думаю, хотя бы «спасибо» можно было сказать?
«15 ЧАСОВ В ПРОХОДЕ АВТОБУСА, НА МАТРАСЕ... РОМАНТИКА!»
– Титов жалуется: «В Казахстане иногда жили на выездах в таких условиях, что вспомнилась Россия пятнадцатилетней давности. А некоторые поля такие, что в российской премьер-лиге даже тренировочные лучше!». Как вам, Александр, футбольный Узбекистан в плане инфраструктуры?
– Нюансы есть, конечно. Наш «Локомотив», например, проповедует комбинационный футбол, а поле – худшее в стране. Расположено на территории местного транспортного института. Студенты там иногда играют…
По уровню футбола чемпионат Узбекистана соответствует нашей первой лиге. За исключением «Бунедкора». Но главное – народ на стадионы ходит. И болеет цивилизованно. Наверное, потому, что милиции на матчах очень много. Терактов боятся – на каждой игре все предельно строго, оцеплено…
– К вам-то семья приезжала?
– Нет, не приезжала. Семейный вопрос для меня сейчас – самый сложный. Если начну отвечать – отдельное интервью делать придется. Пока не готов, так что без комментариев.
– Хорошо, самые экзотические впечатления легионеров Нигматуллина и Филимонова за последний год?
НИГМАТУЛЛИН: Экзотика? Скорее, экстрим – страшная жара. Думал, после Ростова меня в этом плане не удивишь, но когда в июле приехал в Израиль, температура там стабильно под сорок градусов держалась. И так до ноября! Тренировки из-за этого назначали на более позднее время, но помогало слабо. Я несколько раз был близок к тепловому удару…
ФИЛИМОНОВ: Мне поездки в Ферганскую долину запомнились. В этой области несколько команд базируется, но на автобусе туда ездить запрещено. Дорога через горы ведет, в свое время один автобус с футболистами сорвался, после этого грузовому и пассажирскому транспорту в долину хода нет. Только самолеты или легковые автомобили. И вот мы несколько раз на такси ездили – клуб арендовал порядка десяти машин, рассаживались, и – вперед. 200 километров, 5 часов… Главное, чтобы снега в горах не было, а то дороги перекрывают.
Первая поездка меня сильно удивила – никогда с таким не сталкивался, чтобы команда на игру на машинах ездила, а вторая – испугала. С игры возвращались, приличный туман был – дальше чем на пять метров ничего не видно, стена. Так потихонечку, по метрам, и продвигались…
– Нигматуллина, первую российскую лигу прошедшего, такими расстояниями не удивишь…
НИГМАТУЛЛИН: Когда за Ростов играл, 15 часов на автобусе в Брянск пилили. Нормально. Я на правах ветерана почетное место занял – в проходе, на матрасе. Романтика!
– Самый большой сюрприз, событие за год? Со знаком плюс и со знаком минус.
ФИЛИМОНОВ: Ну, минус понятно – проблемы в семье. Они и сейчас решаются, и в следующем году, думаю, решаться будут. Долгоиграющий процесс… А плюс – я весь этот сезон играл, не мучался, по-прежнему получая от футбола удовольствие.
– Кулинарную экзотику не отметите? В Элисте вас, помнится, вареной кровью кормили…
– И внутренностями барана. Было, да. Традиции, оставшиеся от кочевого образа жизни...
В Узбекистане – по-другому. Перед началом сезона вся команда на стадионе собралась – тоже барана зарезали, ямку вырыли, слили туда кровь… Такой ритуал перед началом футбольного года. Жертвоприношение. Потом все шашлык ели. Каждый должен был хотя бы кусочек съесть. Некоторые ребята кровь брали – прямо горячую – и мазали себе больные места, или те места, где они хотели, чтобы травм не было. Или, например, на фарт – ударную ногу… Я? Нет, не мазал. Смотреть – и то было не очень комфортно…
– Руслан, ваши «плюс-минус»?
– Честно говоря, в Израиль ехал, не зная даже, в какую команду попаду. Было несколько вариантов. Получилось так, что контракт подписал с первым же клубом, с которым тренироваться начал – с «Маккаби Ахи», новичком высшей лиги…
Полностью очернять этот период не хотелось бы, но и удивляться тому факту, что «Маккаби» сейчас с большим отрывом замыкает турнирную таблицу чемпионата, не приходится. Если люди только по выходным собираются мяч погонять (и это команда высшего дивизиона!), то, думаю, все справедливо.
Главный минус – клубный непрофессионализм. Один факт приведу – у нас не было штатного врача. На процедуры к физиотерапевту предлагалось ехать в другой город – 130 километров от Назарета. Естественно, все это я должен был оплачивать из своего кармана. Медпомощь в команде преимущественно сводилась к пожеланиям – «чтобы заросло, как на собаке». Нормально? Я за годы карьеры привык к профессиональной организации дела. Чего, собственно, и от Израиля ждал, но не дождался. Уровень профессионализма, уровень команды, в которую попал – все большие минусы. Хотелось серьезной работы, а получилось…
Есть и плюсы. Удалось поиграть в европейской премьер-лиге, пусть и в израильской. Провести пару хороших игр, потешить себя на закате карьеры. Из нефутбольного – пять месяцев пожил на берегу моря…
Да, чуть не забыл – голевой пас отдал! Выбил от ворот, наш игрок мяч подхватил, вышел один на один и забил. Давняя мечта была – самому отличиться. Ладно, хоть пас отдал…
– А Филимонов забивал…
НИГМАТУЛЛИН: Правда? Когда? Как? С пенальти?
ФИЛИМОНОВ: Да нет, тоже от ворот выбил – попал. Это я еще за «Дружбу» играл, лет 17 было…
ДЖАНАЕВ
– В конце этого сезона вас, Александр, частенько в России вспоминали. И не в связи с тем давним голом за «Дружбу»...
ФИЛИМОНОВ: Голы Джанаева? Видел, да. Хотел даже после матча с ЦСКА позвонить Сослану – слова поддержки высказать, но не получилось. Впрочем, идею не оставляю. Надеюсь, наш разговор все-таки состоится.
– И что ему скажете?
– «Работай, только работа поможет». Остальное нужно в лицо говорить, это не для прессы.
– Федун считает: Джанаеву нужно в церковь сходить. Червиченко советует с психологом пообщаться...
– Это самому Джанаеву решать. Психолог, может, и нужен, а насчет церкви... Нет, не мой вариант. Во-первых, атеист. Хотя признаю – какая-то высшая сила над нами есть. Во-вторых, если уж человек верит в бога, то должен ходить в церковь регулярно, а не когда у него что-то стряслось. Я таких людей, лишь по поводу в церковь идущих, не осуждаю, но и не понимаю.
– Про ваш гол Украине Романцев говорил, указывая наверх: «Саша не виноват. Это Там так решили». Про голы Джанаева можно то же самое сказать?
– Не знаю, может быть... Судьба, еще что-то... В любом случае, у нас с ним разные ситуации. Я после Украины, буквально через несколько дней отыграл «на ноль» решающий матч чемпионата с «Локомотивом», никто мне ничего не говорил, не «поливал», на ошибке внимания не концентрировал, как это сейчас происходит с Джанаевым... Вся возня в газетах началась только спустя полгода. Что послужило причиной? Опять же – не знаю. Наверное, настолько глубокий анализ делали, что до лета пришлось выводов ждать...
– Руслан, а у вас были хоть какие-то шансы сыграть в том матче с Украиной?
НИГМАТУЛЛИН: Никаких! Это был мой первый вызов в сборную. Саша на тот момент был твердым первым номером «Спартака» и сборной. Играл здорово! Я же на первой тренировке, буквально через пятнадцать минут после ее начала, «задохнулся» и действительно выглядел слабо. Романцев требовал сразу включаться в работу, а мне нужна была хорошая разминка, постепенное вкатывание... Думаю, он тогда вообще пожалел, что меня в сборную вызвал.
– Гол Шевченко откуда наблюдали?
– Из-за ворот. Сразу понял, что Сашу может ожидать дальше...
ФИЛИМОНОВ: Вся страна считает, что после той ошибки я сломался. Но, подождите, разве сейчас, сидя перед вами, я похож на человека, убитого горем, запуганного, неуверенного в себе? То же самое, кстати, и с Джанаевым. Его моральный надлом может быть не больше, чем ярлыком, штампом.
НИГМАТУЛЛИН: А если действительно парень где-то надломился психологически? «Спартак» – это такая команда, в которой может сломаться любой молодой вратарь. А тут еще два матча подряд. Рок какой-то...
Все сейчас проводят параллели с Филимоновым, но и я ведь похожий гол пропускал. За «Спартак» в финале Кубка Содружества против киевского «Динамо». Такой же обиднейший, глупый... Мяч после удара Белькевича катился низом точно в руки, я в этот момент прокручивал в голове слова Романцева о том, что надо сразу искать варианты для начала атаки... Пока искал – мяч подскочил и запрыгнул в ворота. Тот матч мы проиграли, отношения с болельщиками испортились раз и навсегда... Скажу больше – тот гол поставил крест на всей моей спартаковской карьере. Начались сборы, случился конфликт с Романцевым...
Думаю, что и в случае с Джанаевым могла иметь место потеря концентрации. Гол от ЦСКА ведь – чистая психология. Наверное, Сослан немного «сдулся». Борьба за чемпионство, общее напряжение... Плохая школа? Не думаю. Двадцать матчей школа была хорошей, а потом вдруг стала плохой?
Еще момент: Джанаев, заметил, играет перчатками той же модели, что и я. По сухой погоде они – великолепны. Но если поле чуть сырое, как в Самаре, мяч такими перчатками зафиксировать гораздо сложнее. Сцепление не то. Возможно, и это как-то сказалось. Есть же специальная модель для влажной погоды...
– С перчатками – интересно. Еще какие-то советы молодому вратарю можете дать?
– Сходить в церковь обязательно. Психолог? Сейчас есть спортивные психологи, которые могут помочь. Сам я никогда к ним не обращался, зато с интересом прочел книгу Тони Шумахера, где он описывает свои аутогенные тренировки. Можно работать над собой, внушать себе какие-то вещи...
– По ходу последнего матча с «Зенитом» трибуны «Петровского» кричали Джанаеву: «Твой учитель – Филимонов!».
ФИЛИМОНОВ: Да? Ну, и ладно. Мне все равно. Вспоминают, и вспоминают. От меня это не зависит. Если бы зависело – я бы что-то сделал, сказал, а так... Все люди разные. Кто-то кричит, кто-то молчит…
«ВОЗВРАЩЕНИЕ В «СПАРТАК» – ЭТО СКАЗКА»
– Прошлой зимой после ветеранского Кубка легенд Карпин заявил: «Филимонов может усилить «Спартак». В шутку?
ФИЛИМОНОВ: Конечно. Серьезного разговора между нами не было и быть, наверное, не могло.
Безусловно, вернуться – было бы супер. Но мое возвращение в «Спартак» – это сказка. Если бы позвали – я бы не думал, но ведь не позовут... Предлагаю остановиться на том, что я – навсегда спартаковец. Болею за эту команду с 85-го года и всегда буду болеть.
– Недавно была встреча спартаковцев – чемпионов разных десятилетий. Приходили?
ФИЛИМОНОВ: Да, меня позвали, как чемпиона 1999 года. Очень тепло пообщались. Кого дольше всех из команды не видел? Так, навскидку, и не скажу...
– Может, Романцева?
– Может, и Романцева. А может, еще кого-то... Это прикидывать надо, вспоминать.
– Вы, Руслан, себя кем больше считаете – спартаковцем или локомотивцем?
НИГМАТУЛЛИН: Я тоже, как и Саша, в детстве болел за «Спартак». И на прощальном матче Аленичева присутствовал как спартаковец...
Но чуть ближе я все-таки к «Локомотиву». Хотя бы потому, что в этой команде больше времени провел. Много запоминающихся матчей, именно из «Локомотива» меня вызвали в сборную, лучшим вратарем страны я стал, играя за «Локо»...
С другой стороны, смею надеяться, что и я для этой команды что-то полезное сделал. И хотя бы на прощальный матч Сергея Гуренко меня можно было позвать. Но даже звонка не последовало. Вот это было неприятно...
– Вас, Александр, можно и не спрашивать – за кого в золотой гонке-2009 болели. Симпатии очевидны. Спросим у Руслана: «Рубин» или «Спартак»?
НИГМАТУЛЛИН: Сказать, что бы я прямо за кого-то болел, не могу. Конечно, мне, как казанцу, приятно, что команда из моего родного города второй раз подряд стала чемпионом России, но не более того. Меня с «Рубином» ничего не связывает, кроме двух дней, проведенных на сборе в январе 2005-го.
«Рубин» на протяжении всей карьеры меня игнорировал. Даже не знаю почему. Я и в «КАМАЗ»-то напрямик из «Электрона» поехал...
– Если бы вам в то время сказали, что через 15 лет «Рубин» будет обыгрывать «Барселону» на «Ноу Камп»…
НИГМАТУЛЛИН: Не поверил бы, конечно. Болталась себе командочка во втором дивизионе... «Рубин» того времени мало что из себя представлял. Главной командой Татарстана считался как раз «КАМАЗ», а у Казани не было такой финансовой поддержки, как сейчас.
– Родня по-прежнему в Казани живет?
– Да, родители и брат. Постоянно их навещаю, собираюсь Новый год в Казани встретить, недельку там провести...
– Когда заканчивали карьеру в первый раз, сказали: «Я сыт негативом в футболе, поэтому и ухожу». Сегодня похожая картина?
– На этот раз я окончательно понял: мое время ушло, пора заняться другой работой. Вплоть до последнего времени видел себя селекционером в каком-нибудь клубе. Но в начале декабря возник другой вариант – итальянско-швейцарское агентство решило открыть представительство в России, офис будет находиться в Москве. Его и возглавлю.
Весь январь уже расписан по дням – командировки, просмотр игроков, заключение сделок... Мы можем оказывать полный комплект услуг: трудоустройство, консалтинг, консультации финансового плана, подбор индивидуальных спонсоров, пиар и так далее.
– Для этой работы лицензия агента необходима...
– Пока можно вести переговоры, просматривать футболистов и без нее. Само агентство имеет лицензию, так что проблем нет. Лицензия – не самоцель. Хотя в будущем, скорее всего, ее получу.
– «Я видел себя селекционером в каком-нибудь клубе». Была ли возможность вернуться в «Локомотив»? Все-таки Семин снова в команде – ваш тренер...
– Семин образца 1998-2001 годов – лучший тренер из тех, с кем я работал. Наравне с Романцевым. В те годы Палыч умел находить контакт с игроками. Мог устроить шашлычок, сам пиво открыть. Отличался открытостью, человечностью. Я только спустя годы понял – все это ему нужно было для дела...
Вернуться в «Локомотив»? Пожалуй, это было нереально. Я там считаюсь человеком Липатова. Что, впрочем, не мешает мне почти каждый день появляться на стадионе.
– ?!
– Сын играет за команду 2000 года рождения. Тоже вратарь. Вожу его на тренировки. Благо живем совсем рядом.
– Вы привезли в «Локомотив» Гилерме, которого поначалу сильно критиковали. Овчинников, глядя на игру бразильца, сетовал: «Рановато я закончил с футболом...».
– Не надо воспринимать все слова Сергея всерьез. Обратите внимание, сейчас, побывав в шкуре тренера, он стал меньше острить, чем прежде.
Гилерме стал расти, потому что к нему появилось доверие. Бышовец не доверял, Рахимов своего вратаря привел. Только с приходом Семина бразилец заиграл. И не случайно по опросу болельщиков занял третье место среди лучших футболистов «Локомотива» сезона-2009. Действительно, за прогрессом парня приятно наблюдать. Считаю, он сполна отрабатывает свои деньги, хотя обошелся «Локомотиву» недешево.
ТИГР И БЫК
– Какими-то бизнес-проектами параллельно с основной работой занимаетесь?
НИГМАТУЛЛИН: Есть у меня компания по дизайну, ремонту, интерьеру домов, квартир, ресторанов. Кризис сильно по бизнесу ударил – пришлось закрыть несколько проектов и избавиться от непрофильных активов. Эта компания единственная выжила и нормально функционирует.
ФИЛИМОНОВ: В моей жизни сейчас только футбол.
– У вас ведь, кажется, была своя футбольная школа – в Москве, имени Филимонова…
– Проект временно заморожен. В определенный момент понял, что такими делами нужно заниматься самому. А чтобы самому – нужно время. Его пока нет.
– Уходящий год был годом Быка – вашим годом, Александр. С этой точки зрения, как 2009-й расцениваете?
– Как вполне удачный год. Начинался он не совсем хорошо, но как запрягли Быка в упряжку – тот пахать принялся. И вспахал так, что к концу года что-то даже выросло, – улыбается.
– Предыдущий год Быка – 97-й – чем-то памятен?
– Впервые в сборную позвали. В том сезоне, в отличие от 96-го, когда мы с Нигмой в очередь играли, я уже твердо основным вратарем «Спартака» считался.
– Вообще в гороскопы верите?
ФИЛИМОНОВ: На уровне полушутки.
НИГМАТУЛЛИН: Тоже особо не заморачиваюсь, но почитываю иногда. Надеюсь, что следующий год, а это будет уже мой год – Тигра – принесет удовлетворение от работы. Кстати, вы просили Сашу вспомнить его последний год Быка, так вот мой последний год Тигра – 98-й – тоже сложился удачно. Это был мой первый сезон в «Локомотиве». Переломный год. Из перспективных вратарей я, наконец-то, перешел в ранг основных.
– Есть предложение проверить, насколько вам, Руслан, близки тигриные повадки... Например, считается, что тигр недисциплинирован и у него вспыльчивый характер.
– Вспыльчивым себя не назову. Недисциплинированный? В таком случае у меня не было бы патологической боязни опоздать куда-либо. Так что не согласен.
– Упорный и упрямый, он постоянно находится с кем-то в конфликте...
– Я себя конфликтным человеком не считаю, хотя, чтобы уж совсем без конфликтов – так тоже нельзя. Чтобы не конфликтовать, это надо быть никем!
– Тигр – эгоист в мелочах, способен на бескорыстие в делах больших...
– Скорее да, чем нет. Жена меня, например, часто критикует, что я в бизнес-делах свои интересы на первое место не ставлю.
– Не доверяет никому...
– Нет, мой недостаток как раз – доверчивость.
– Может быть начальником или руководителем предприятия.
– Может, согласен.
– Тигр может даже стать преступником. Он любит сферы деятельности, где есть риск.
– Риск – да, но не риск, связанный с законом. С этим делом никогда шутить не стану.
– Кстати, города вашей юности – Казань, Челны – «славились» своей криминальностью...
– Это точно. Казань – вообще кошмар! Я из окна наблюдал все эти уличные разборки, драки... Еще меня все время хотели вовлечь в какие-то группировки, но я ни в какую не соглашался – в голове был один футбол.
– В целом есть удовлетворенность от того, как карьеры сложились?
ФИЛИМОНОВ: У меня нет. Хотелось бы большего.
НИГМАТУЛЛИН: Стопроцентного удовлетворения нет (его и не может быть), но то, к чему стремился, многое исполнилось. В детской тетрадке себе помечал: хочу быть вратарем сборной, лучшим футболистом страны…
С другой стороны – у меня много серебра, бронзы, два кубка выиграл, но полноценного, моего чемпионства нет. Поэтому поражение «Локомотива» от ЦСКА в золотом матче 2002 года самым обидным считаю. Я четыре сезона бился за первое место с «Локо», а тут оказался по другую сторону баррикад и сразу проиграл...
Обидно еще, что в Англии поиграть не удалось. Был на просмотре в «Эвертоне», ездил туда из «Вероны», но не хватило матчей за сборную. Улетал с опущенной головой. Английский футбол произвел огромное впечатление. Потом еще возникали варианты с «Арсеналом», «Челси»... Но туда звали железно вторым вратарем.
– Вместе поработать в будущем – нет желания?
НИГМАТУЛЛИН: Легко!
ФИЛИМОНОВ: Почему нет? Если жизнь распорядится, то с удовольствием.
– Есть какой-то вопрос, который сами бы хотели собеседнику задать?
ФИЛИМОНОВ: Руслан, зачем волосы отрастил?
НИГМАТУЛЛИН: Имидж решил поменять. Чтоб внутреннему мироощущению соответствовать. У тебя, кстати, Саша тоже волосы немного отрасли. Зима?
ФИЛИМОНОВ: Ага, холода, – смеется.
НИГМАТУЛЛИН: Мой вопрос – как долго играть планируешь?
ФИЛИМОНОВ: Пока будет желание, будет здоровье – буду играть. Благо со здоровьем – тьфу-тьфу-тьфу – все в порядке.
– Новогодние пожелания друг другу...
ФИЛИМОНОВ: Руслан, желаю тебе здоровья, и чтоб в семье все было хорошо – это, как я уже понял, самое главное. Ну а поскольку наступающий год – твой год, то настоящего тебе Тигриного прыжка, прорыва в послефутбольной жизни!
НИГМАТУЛЛИН: Спасибо, Саша. Я тебе тоже желаю здоровья, успешной личной жизни. А в силу того, что ты еще играешь – успешной карьеры, без травм. Ну, и чемпионом стать, конечно!
(хором): с Новым годом!
Александр ФИЛИМОНОВ
Родился 15 октября 1973 года в Йошкар-Оле.
Амплуа: вратарь. Воспитанник кишиневской СДЮШОР «Нистру».
Карьера: выступал за команды «Сталь» Чебоксары (1990), «Дружба» Йошкар-Ола (1991), «Факел» Воронеж (1992-1993), «Текстильщик» Камышин (1994-1995), «Спартак» Москва (1996-2001), «Динамо» Киев (2001), «Уралан» Элиста (2002-2003), «Москва» (2004-2006), «Неа Саламина», Кипр (2007), «Кубань» Краснодар (2008), «Локомотив», Узбекистан (2009).
Достижения: чемпион России 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 годов. Обладатель Кубка России 1998 года. Лучший вратарь России 1998 года.
Сборная: за сборную России провел 16 матчей. Участник чемпионата мира 2002 года.
Руслан НИГМАТУЛЛИН
Родился 7 октября 1974 года в Казани.
Амплуа: вратарь. Воспитанник казанской команды «Электрон».
Карьера: выступал за команды «КАМАЗ» Набережные Челны (1992 -1994), «Спартак» Москва (1995-1997), «Локомотив» Москва (1998-2001, 2003-2004), «Верона», Италия (2002), ЦСКА Москва (2002), «Салернитана», Италия (2003), «Терек» Грозный (2005), СКА Ростов-на-Дону (2008), «Локомотив-2» Москва (2009), «Маккаби Ахи», Израиль (2009).
Достижения: чемпион России 1996, 1997, 2004 г. Обладатель Кубка России 2000, 2001 гг. Лучший футболист России 2001 г. Лучший вратарь России 2000, 2001 гг.
Сборная: за сборную России сыграл 24 матча. Участник чемпионата мира 2002 года (3 матча).
СС
число комментариев: 25
EversoR |
|
«Ювентус» сумел уговорить Хиддинка |
Ушаныч |
|
Petrovitch,всё готово,зацени парой веток выше... |
KB62 |
|
Всем КБ привет. А косяки свои вспомнили и Джанаевские тоже отметили. |
EversoR |
|
Petrovitch, я рядом! |
EversoR, Пряха уже на трибуне. А моё место в первом ряду - на диване. |
EversoR |
|
POZOR! 19.30 Спорт Спартак - Магнитка |
По версии "Футбол на куличках" лучшим футболистом России 2009 признан Алекс Месчини. |
Crix |
|
Привет Змей, верю))) |
Змей |
|
Crix, ты бы его видел в кожанке, с небритой рыжей мордой и на джипе... Бригада курит)) |
Crix |
|
По моему Филимон был сильнее и фактурнее, особливо без зуба и с бритым черепом) |
Petrovitch- а ведь когда-то была дилемма-Нигматуллин или Филя.И решение ОИРа -взгляд назад - было правильное. |
Змей, Ведь там на четверть бывший наш народ. |
Акимов, Жмельков,Леонтьев,Ивакин,Маслаченко,Кавазашвили,Прохоров,Дасаев,Черчесов ... нам есть кем гордиться! |
Змей |
|
1969, вон оно как... жиды тоже люди))) |
Хорошие вратари |
Степа |
|
С удовольствием почитал |
Crix |
|
Всем ПРивет))) Прочитал статью, довольно интересно. Саша Филимонов, когда-то по прическе, не отличался от Мика Джаггера. Всех с наступающим праздником))) |
EversoR |
|
Саша был отличным вратарем и до сих пор хорош - видел его на Кубке Легенд! |
В матче Россия-Португалия в нашей команде обнаружился новый супер-футболист. Это вратарь Малафеев. За полтора тайма он владел мячом больше, чем многие игроки сборной. На самом деле спасибо парню. |
**** |
|
Что собака, что лошака, а **** от жены получу-это точно! КРАСНОЕ пиво и ТРЕЗВЫЙ мужчина несовместимы! Прости меня, господи... |
**** |
|
А я по ткалендарю собака. Мне что-ссать на каждом углу |
=) Он недавно как раз к нам приезжал, в Альметьевск! =) Теперь ясно как он здесь оказался! =) |
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Краснодар | 18 | 39 | |
зенит | 18 | 39 | |
СПАРТАК | 18 | 37 | |
Динамо | 18 | 35 | |
Локомотив | 18 | 35 | |
цкг | 18 | 31 | |
Ростов | 18 | 26 | |
Рубин | 18 | 26 | |
Акрон | 18 | 22 | |
Крылья Советов | 18 | 18 | |
Динамо Мх | 18 | 17 | |
Пари НН | 18 | 16 | |
Химки | 18 | 16 | |
Факел | 18 | 14 | |
Ахмат | 18 | 13 | |
Оренбург | 18 | 8 |
Группа "A" | и | о | |
---|---|---|---|
СПАРТАК | 6 | 15 | |
Динамо М | 6 | 11 | |
Динамо Мх | 6 | 8 | |
Крылья Советов | 6 | 2 |
Группа "B" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив М | 6 | 17 | |
Ростов | 6 | 11 | |
Химки | 6 | 5 | |
Орненбург | 6 | 3 |
Группа "C" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 6 | 14 | |
Ахмат | 6 | 9 | |
Краснодар | 6 | 9 | |
Пари НН | 6 | 4 |
Группа "D" | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 6 | 16 | |
Рубин | 6 | 9 | |
Акрон | 6 | 8 | |
Факел | 6 | 3 |
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Зенит | 24 | 68 | |
цкг | 24 | 62 | |
СПАРТАК | 24 | 50 | |
Локомотив | 24 | 50 | |
Динамо | 24 | 41 | |
Звезда-2005 | 24 | 33 | |
Краснодар | 24 | 28 | |
Ростов | 24 | 23 | |
Чертаново | 24 | 22 | |
Енисей | 24 | 21 | |
Рязань-ВДВ | 24 | 20 | |
Крылья Советов | 24 | 18 | |
Рубин | 24 | 8 |
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Динамо-2 | 30 | 70 | |
СПАРТАК-2 | 30 | 62 | |
Леон Сатурн | 30 | 58 | |
Иркутск | 30 | 57 | |
Чертаново | 30 | 55 | |
Зенит-2 | 30 | 51 | |
Динамо-Вологда | 30 | 51 | |
Балтика-БФУ | 30 | 50 | |
Динамо-СПб | 30 | 39 | |
Торпедо-Владимир | 30 | 39 | |
Родина-М | 30 | 34 | |
Знамя Труда | 30 | 31 | |
Луки-Энергия | 30 | 28 | |
Тверь | 30 | 25 | |
Енисей-2 | 30 | 14 | |
Звезда | 30 | 8 |
Группа "А" | и | о | |
---|---|---|---|
цкг | 28 | 69 | |
Зенит | 28 | 64 | |
СПАРТАК | 28 | 50 | |
Краснодар | 28 | 50 | |
Локомотив | 28 | 49 | |
Ростов | 28 | 49 | |
Сочи | 28 | 41 | |
Динамо | 28 | 40 | |
Чертаново | 28 | 37 | |
Ак. им. Коноплева | 28 | 32 |
Группа "Б" | и | о | |
---|---|---|---|
Факел | 28 | 48 | |
Балтика | 28 | 41 | |
Рубин | 28 | 40 | |
Крылья Советов | 28 | 36 | |
Строгино | 28 | 31 | |
Ахмат | 28 | 30 | |
Урал | 28 | 26 | |
Оренбург | 28 | 20 | |
Пари НН | 28 | 17 | |
Мастер-Сатурн | 28 | 12 |
команда | и | о | |
---|---|---|---|
Балтика | 21 | 45 | |
Торпедо М | 21 | 43 | |
Урал | 21 | 37 | |
Сочи | 21 | 37 | |
Черноморец | 21 | 36 | |
Арсенал | 21 | 30 | |
Ротор | 21 | 30 | |
СКА-Хабаровск | 21 | 29 | |
Чайка | 21 | 28 | |
Енисей | 21 | 27 | |
Нефтехимик | 21 | 26 | |
Родина | 21 | 24 | |
КАМАЗ | 21 | 22 | |
Шинник | 21 | 21 | |
Уфа | 21 | 20 | |
Сокол | 21 | 19 | |
Алания | 21 | 18 | |
Тюмень | 21 | 12 |
Конференция "Запад" | и | о | |
---|---|---|---|
Локомотив | 41 | 66 | |
Спартак | 39 | 55 | |
цкг | 38 | 55 | |
ска | 39 | 50 | |
Динамо Мск | 40 | 49 | |
Северсталь | 39 | 48 | |
Динамо Мн | 39 | 47 | |
Торпедо | 38 | 41 | |
Витязь | 39 | 36 | |
Куньлунь РС | 39 | 34 | |
ХК Сочи | 38 | 27 |
Конференция "Восток" | и | о | |
---|---|---|---|
Салават Юлаев | 38 | 54 | |
Трактор | 40 | 52 | |
Ак Барс | 37 | 50 | |
Металлург Мг | 40 | 48 | |
Автомобилист | 38 | 47 | |
Адмирал | 41 | 42 | |
Авангард | 38 | 39 | |
Нефтехимик | 39 | 37 | |
Сибирь | 37 | 35 | |
Лада | 36 | 33 | |
Барыс | 44 | 23 | |
Амур | 39 | 21 |