Продолжаем наш разговор с главным тренером молодежной команды «Спартак» Алексеем Луниным.
- Алексей Леонидович, некоторые наши читатели обеспокоены травмами Данилина и Сунгатуллина. Можно рассказать поподробнее о том, как происходит их восстановление?
- И Максим, и Фаниль получают качественное лечение и реабилитацию. Они успешно восстанавливаются. Мы за них переживаем, постоянно общаемся с ними, поддерживаем… Оба футболиста вернутся уже в «Спартак-2». Это, на мой взгляд, полноценные игроки ФНЛ и со временем могут перейти в основную команду. А сейчас нужно время, чтобы окончательно поправиться и набрать необходимые кондиции. Оба футболиста с хорошим игровым интеллектом, на которых в будущем может рассчитывать «Спартак». Что касается травм… Максим получил ее после случайного столкновения на тренировке. Фаниль – в игровом эпизоде по ходу матча. Вернутся в строй и приступят к тренировочному процессу по своим срокам. Надеюсь, что в ближайшее время. Но Фаниль, который уже тренируется, раньше, а Максим – позже.
- Рассчитывают ли еще в клубе на Зепатту? Или он просто доигрывает свой контракт? Тот же вопрос читателей касается Калачевского, Володкина и Горбулина.
- Да, у них заканчивается контракт. Володкин и Горбулин тренируются в «Спартаке-2». И там решение будет зависеть от главного тренера Виктора Булатова. А, что касается Зепатты... Он продолжает выступать за молодежку и сейчас, набрав хорошие кондиции, получил приглашение в сборную Камеруна по своему возрасту. Для нас это плюс. Когда он приехал, то недостатков в игре у него хватало, теперь же их гораздо меньше. Так что все четверо игроков по возрасту в следующем году должны перейти в «Спартаке-2». Калачевский… Тренируется с нами. Думаю, что он способен перейти в команду ФНЛ. В нашей команде он лидер. Как на тренировках, так и в игре. Лучший по результативности. Если Максиму удастся избегать микротравм и он будет погружен в интенсивный тренировочный процесс, то станет двигаться вперед.
- На какой позиции планируется использовать Литвинова? Центральным полузащитником, как в сборной, или центральным защитником, как чаще бывает в клубе? Хотелось бы в обороне, так как полузащитников хватает, а вот с защитниками есть проблемы.
- Центральным полузащитником. В перспективе мы видим его на месте опорного полузащитника. Но поскольку он достаточно универсальный футболист центральной части поля, то сможет сыграть при необходимости и центрального защитника.
- Вопрос нашего пользователя был связан вот с чем: получается, считает он, что полузащитников Академия «Спартака» готовит хорошо и в больших количествах, а защитников (и центральных нападающих) - намного хуже.
- Это проблема не только нашей Академии. Воспитать игрока любого амплуа – достаточно кропотливая работа. Что же касается непосредственно защитников, то тут существует такой нюанс. Если мы говорим о командах, которые большую часть времени проводят в атаке, имея лучший подбор игроков, а это, как правило, самые сильные Академии, то защитники у них не получают должной игровой нагрузки. На мой взгляд, улучшение игровых характеристик здесь видится в индивидуальной подготовке и участии в представительных турнирах за рубежом. Как в той же юношеской Лиге УЕФА, где мы играли.
- Поскольку Алексей Лунин долгое время работал в Академии, пишет нам пользователь, он и сейчас, думаю, следит за игроками старших возрастов. И, если взять команды Академии 1996-2006 годов рождения, то за исключением Маликова, Лопатина и Шитова (и в какой-то мере Руденко после ухода Белякова) все остальные центральные нападающие этих команд довольно крупные. Из этого могу сделать выводы, что таких форвардов ищут и привозят в команды умышленно. Это решение тренерского состава (или руководства) Академии?
- Конечно, нет. Так складывается. Берут нападающих, способных решать определенные задачи на этой позиции, ребят одаренных. Но этот парень может быть и менее габаритным.
- Кстати о крупных парнях. Нет ли смысла, спрашивает пользователь, переводить таких ребят, которые играют против своих не столь развитых физически ровесников во многом за счет силы и мощи, в более старшую по возрасту команду? Чтобы они развивали в себе и другие качества, брали не силой, а «головой». Например, крупный центральный защитник Ананьев из «Спартака-2006» очень легко обычно оттирает соперников. Но как-то, помнится, ему попался такой же крупный центральный нападающий, и наш защитник провел не совсем удачный матч, часто проигрывая единоборства.
- В этом нет ничего страшного. Во-первых, юный футболист сам по себе бывает нестабильным и проводит то хорошие, то не слишком удачные матчи. Тут главное правильно определить его потенциал. Перевод в более старшую команду?.. В Академии это практиковалось. В частности, Маркитесов, который родился в 2001-м, играл за 2000-й год. Защитник Федотов 1996-го года рождения выступал за 1995-й. Бывало такое. Но, выстраивать в данном случае какую-то систему здесь нет необходимости. Все-таки, на наш взгляд, каждый из ребят должен развиваться в своем возрасте. Исключения бывают, но есть система подготовки для каждого возраста. Тут много разного рода тонкостей. В том числе и физиологических.
- Я так понимаю, считает наш читатель, что очень трудно найти левоногих футболистов, если слева в защите в шести старших командах Академии, начиная с 2002-го года и, заканчивая 2007-м годом, играют правоногие парни. Кроме, пожалуй, одного Крашевского?
- Есть такая определенная проблема. Левоногих защитников в российском футболе можно сосчитать по пальцам одной руки. Мы стараемся искать подходящих ребят. Ведется работа на всех фронтах.
- Алексей Леонидович, помнится, накануне сезона мы говорили с вами о создании Юношеской лиги. Вы в начале нашей беседы также упомянули про нее. Закончился первый круг. Как вы оцениваете это новое соревнование? Пойдет оно на пользу, если мы говорим о воспитании молодых талантливых игроков?
- Я вижу плюс в том, что это достаточно серьезный турнир. Ребята играют в микроцикле взрослых команд. Для таких клубов, как «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Зенит», Краснодар», «Локомотив» - ЮФЛ дает возможность решать какие-то свои кадровые вопросы. Если смотреть с точки зрения результата, то тут мы можем остаться недовольны. Если же результат во главу угла не ставить, то все остальное – нормально. Те, кто видел матчи этой лиги, могут, думаю, согласиться, что идет борьба, есть спортивный накал, мы видим нередко зрелищный футбол. Оправдывает ЮФЛ свое создание или нет? Мнения здесь существуют разные. Но, с моей точки зрения, если смотреть не только с позиции результата, а именно - развития футболистов, этот турнир, конечно, полезен.
- В Юношеской лиге сейчас играет 12 команд. Это достаточное количество?
- Для этого турнира – вполне. Матчи проходят с разъездами, так что увеличивать число команд, думаю, не стоит.
- Скоро зимняя пауза. Где планируете провести сборы?
- Сначала в Москве, а затем в Турции. Планируется два или три сбора. Но, пока о них говорить рановато. Нам еще предстоит провести три матча в нынешнем году. И еще. В заключение нашей беседы, мне хотелось бы отметить те хорошие и глубокие вопросы, которые были мне заданы. На них интересно отвечать, потому что я вижу заинтересованность и компетентность авторов – болельщиков «Спартака», которые следят за нашими командами разных возрастов. Мне остается только сказать им – спасибо!