На финише сезона «Спартак» не узнать. Красно-белые выиграли четыре матча кряду, чего с ними не случалось с 2010 года. Да не просто выиграли, а ни разу не пропустили впервые за почти шесть лет. Достойной наградой за спурт стала путевка в Лигу Европы. И этот локальный успех отнюдь не случаен.
КАДРОВАЯ РЕФОРМА
Череда неудач (в первых семи весенних турах было набрано восемь очков) заставила Дмитрия Аленичева пойти на радикальные меры. Первый шаг – существенное обновление стартового состава. Игроками основы стали вратарь Песьяков, центральный защитник Кутепов, правый защитник Брызгалов и атакующий хавбек Ананидзе. Кроме того, Макеев занял позицию Комбарова на левом фланге, Попов вытеснил с бровки Мельгарехо, а в средней линии больше не нашлось места для Зотова.
Кадровые и позиционные перестановки коснулись больше половины игроков стартового состава.
Столь грандиозные рокировки обычно являют собой некий жест отчаяния. А пусть будет вот так, все равно терять уже нечего! Все они были сделаны не тогда, когда положено, – в период предсезонной подготовки, а в разгар сезона. Попробуйте вспомнить нечто похожее у «Зенита», ЦСКА, «Ростова» и других клубов топ-8. Аналогов не найдете. Разве что в «Краснодаре» в один прекрасный момент латиноамериканцы сбились с орбиты командной игры – но там перестановки затронули исключительно атаку, тогда как в «Спартаке» – все линии.
И то, что поначалу казалось жестом отчаяния, теперь выглядит, как продуманная и блестяще воплощенная реформа Аленичева. Песьяков стал одним из лучших вратарей премьер-лиги на этом отрезке (четыре «сухаря» в пяти матчах – против семи в 24 матчах у Реброва). Брызгалов, работая на фланге с переменным успехом, стал лучшим игроком 28-го тура по отборам мяча (11). Ананидзе отметился двумя голевыми передачами. А Кутепов заставил говорить о себе как о кандидате в сборную России.
Усредненная расстановка «Спартака» в последних четырех турах.
НЕСПАРТАКОВСКИЙ «СПАРТАК»
На протяжении всего сезона (хотя правильнее будет сказать – последних сезонов) «Спартак» искал свою игру. Не пресловутую спартаковскую, уже почти мифическую. А ту, которая бы приносила результат. Осенью Аленичев тасовал тактические модели – то с пятью защитниками, то с четырьмя, менял стиль игры – с агрессивно-атакующего на прагматично-оборонительный и обратно. Но каждый раз, когда «Спартак» выдавал относительно удачный отрезок и казалось, что решение найдено, следовала серия неудач, и поиски начинались заново.
Между тем извечный вопрос – играть в атакующий футбол или оборонительный – для нынешнего «Спартака» изначально вторичен. О стиле надо думать тогда, когда создан крепкий каркас командной игры. А пока его нет, необходимо искать баланс между атакой и обороной, чтобы ни одна линия не провисала. В этом направлении и пошел Аленичев. Например, он снял третьего полузащитника-разрушителя Зотова и параллельно с этим оттянул назад Глушакова. В результате и в центре поля не стало хуже, и атака сохранила свой численный состав.
Но тут Аленичева ждало неприятное открытие: как ни крути, а найти нужный баланс невозможно и не будет возможно до тех пор, пока не окрепнет новая линия обороны и не отыщется разрушитель уровня Вернблума. Из-за отсутствия баланса пришлось принести в жертву атаку и наступить на горло своим принципам, декларированным в начале сезона. В трех из четырех последних матчах (даже с «Уралом» и «Тереком») «Спартак» отдавал сопернику территорию и инициативу, действуя по большей части на контратаках. «Спартак» исполнял «Ростов». И это был второй шаг Аленичева.
Если в первой половине весны красно-белые часто становились одними из лучших по атакующим показателям, то в последних четырех турах были одними из худших. «Спартак» стал меньше владеть мячом (на 4,5 минуты), комбинировать (на 93 передачи), обострять (на 15 передач в штрафную площадь), распоряжаться мячом у чужих ворот (на 39 ТТД) и вообще атаковать (на 13 атак). И это при том, что играли красно-белые с командами, провалившимися в весеннем цикле.
Наработки на будущее
Перевоплощение получилось настолько удачным – не в плане игры, конечно, а в плане результата, – что Аленичев вполне может и дальше гнуть эту линию. Прагматичный, лишенный изящества и ориентированный на достижение результата любой ценой «Спартак» – это, вероятно, то самое, что необходимо команде на настоящем витке эволюции. Играть в спартаковский футбол этот «Спартак» не может. Он может вот так – часто скучно, прямолинейно, снотворно. Не совсем для зрителя, а для турнирной таблицы. Но только так он сумеет добиться чего-то с имеющимся подбором исполнителей. Когда же качество состава изменится (придут новые игроки или раскроются имеющиеся), тогда и требования будут пересмотрены.
Аленичев, ставший архитектором нового, весеннего «Спартака» по большому счету не совершил никакой тренерской революции, а сделал то, что делают многие специалисты, – стал «танцевать» от состава, привив ему наиболее эффективный стиль игры. Не все, конечно, понятно до сих пор; во всех последних матчах «Спартак» забивал первым, после чего отходил назад; мы пока не знаем, как переформатированная команда поведет себя, пропустив первой. А что касается кадрового вопроса, то здесь уже тренерский штаб действовал на свой страх и риск. Ведь все могло обернуться иначе. Но – сработало.
Таким образом, путем кадровой и тактической реформ Аленичев создал неплохую базу на новый сезон. Не удивлюсь, если Дмитрий Анатольевич, все тщательно проанализировав, решит, что баланс, насколько это возможно, найден. И в дальнейшем, в межсезонье, станет лишь оттачивать и тактику, и стиль. А может, мы стали свидетелями всего лишь антикризисного плана, не имеющего ничего общего с долгосрочной перспективой. И на старте нового сезона «Спартак» вновь будет стремиться играть в спартаковский футбол. Увидим. Это так же интересно, как и будоражащий болельщиков вопрос – сохранит ли Аленичев свой пост.