Еще вчера главный тренер «Спартака» Дмитрий Аленичев в интервью нашему изданию сказал следующее: «Если мне будет надо, Широков выйдет на поле – он имеет такие же шансы оказаться в старте, как и любой другой футболист». А сегодня Широков объявил о разрыве контракта со «Спартаком». Знал ли Аленичев об этом – уже не имеет значения. Даже если и знал, имел право не афишировать – корпоративная этика обязывает. Хотя вполне возможно, что окончательное решение футболист принял буквально только что. Когда понял, что это лучший выход из сложившейся почти тупиковой ситуации.
Хотя все могло обернуться иначе – например, Широков мог отказаться от известного пункта в контракте. Доиграл бы этот сезон в «Спартаке», а дальше отправился бы в свободное плавание. На это Роман не пошел, скорее всего, потому, что понимал: в этом клубе он запросто может всю весну просидеть на лавке. Хоть с пунктом в контракте, хоть без него. Хоть под покровительством Виталия Мутко, хоть под чьим-либо еще. Потому что когда Широкова нет на поле, «Спартак» играет лучше – и это бесспорный факт. А Ивелин Попов так воодушевляется, что выдает прекрасные показатели во всех компонентах. Всего этого 34-летний плеймейкер не мог не понимать.
Как и того, что без игровой практики он, несмотря на все свои регалии и симпатии Леонида Слуцкого, рискует пролететь мимо последнего крупного турнира в своей карьере – Евро-2016. «Я благодарен футбольному клубу «Спартак». С этого момента нахожусь в статусе свободного агента и начинаю поиск команды, в составе которой смогу получить игровую практику для подготовки к чемпионату Европы и принести пользу новому коллективу», – ответил на многочисленные «почему» сам Широков.
Конечно, всю эту историю можно преподнести иначе: жадный Леонид Федун выжил замечательного футболиста из клуба. Но прежде чем занять эту позицию, рекомендую зайти на любой сайт, публикующий текущую стоимость нефти. Не нам осуждать Федуна. Безусловно, Леонид Арнольдович мог бы повести себя по-другому – все-таки игрок заслуженный, можно и потратиться ему на зарплату. Да только сам Широков не так давно вырыл себе яму. Может быть, вы забыли, как Роман троллил босса в твиттере, публикуя фотки с флагом киевского «Динамо» с язвительными подписями к ним. Федун не забыл. Зачем стоять горой за высокооплачиваемого игрока, который и команде пользу не приносит, и субординацию не соблюдает?
И потом, Широков не использовал два шанса заиграть в «Спартаке». В первый раз попал в команду Мурата Якина – странную, непредсказуемую, практикующую совсем не тот футбол, к которому привык Роман. И не только он. И команда Дмитрия Аленичева оказалась тоже не его. Это только на словах «Спартак» играет в спартаковский футбол. А на деле – в очень прагматичный, осторожный и даже оборонительный, если говорить об отдельных отрезках. Да, Широкову не повезло оказаться в «Спартаке» при тренерах, которых сложно причислить к футбольным романтикам. Вот при Валерии Карпине, когда красно-белые всегда играли первым номером и владели мячом по 65% времени, все могло сложиться иначе. Да и Роман тогда был моложе.
Кстати, и в этом может скрываться суть. Не только в команде и в тренерах дело, но и в самом игроке – состарившемся, малоподвижном и все реже удивляющем своими умными проникающими передачами.
Правда в том, что для нынешнего «Спартака» Попов намного ценнее, чем Широков. Болгарин чаще вступает в борьбу, чаще бьет по воротам, намного чаще идет в обводку и имеет лучший показатель по точности острых передач. Широков в силу возраста последние годы плыл по течению на старом багаже, поскольку уже не может разнообразить свой арсенал. «Спартаку» не нужен футболист, который делает по два острых паса за матч. И командная игра все еще хрупка, и сильного опорника, выжигавшего бы весь центр, нет и не предвидится. Широков в составе – это почти всегда провалы в средней линии. Не отрабатывает, или отрабатывает недостаточно. На это можно было бы закрыть глаза, приноси Роман ощутимую пользу в атаке. Однако же 0+3 в 14 матчах – более чем скромные цифры.
В современном футболе ценятся универсалы. Мало уметь делать на поле что-то одно. За исключением тех случаев, когда это «что-то одно» ты делаешь лучше всех. Как, например, Александр Алиев в «Локомотиве». Парень исполнял штрафные лучше всех в мире. И всем было плевать, что в комбинационной игре, в чем-то еще он выглядел откровенно слабо. Или как Сейду Думбия в ЦСКА. Этот уникум, можно сказать, жил в лазарете, порой мог выходить только на 20-30 минут. Но когда выходил, создавал голы из ничего. За это и ценили. И продолжают ценить.
Главным достоинством Широкова всегда была светлая голова. Исполнить острую передачу – дело-то нехитрое. Что сложного в том, чтобы послать мяч на 30 метров вперед? А вот прочитать эпизод, за долю секунды оценить расстановку на поле своих и чужих, прочувствовать тот самый миг, когда «щечкой» направить мяч в коридор, видимый только тебе, дано не каждому. У Широкова всегда хватало недостатков, но за это бесценное племейкерское качество ему прощалось все. Но чем реже Роман являл миру свою уникальность, тем больше вопросов было к его игре. В нынешнем сезоне Широков остается плеймейкером только на бумаге. А на деле – обычный полузащитник. А к обычным и отношение обычное. Холить и лелеять никто уже не будет.
Даже имя уже не спасает: с каждым годом оно звучит все менее грозно. Карьера близится к закату, и ее финальная точка будет поставлена не в «Спартаке». И трагедией это не стало. Думаю, и клуб, и футболист, поставив подписи на документах, испытали облегчение. А дальше у каждого свой путь.