Спартак Москва

Спартак Москва

СПАРТАК МОСКВА

RedWhite.Ru

Красно-белые

Красно-Белые

 

ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СПАРТАК» МОСКВА

История Футбольного Клуба Спартак Москва . 1969 год.

Зимой 1969 года перед «Спартаком» встала серьезная проблема. Кем заменить блестящих мастеров - голкипера Владимира Маслаченко и левого защитника Анатолия Крутикова, для которых предыдущий сезон стал последним в карьере? Выход, найденный штабом красно-белых, надо признать блестящим. На пост номер один заступил один из лучших вратарей страны Анзор Кавазашвили. Во многом благодаря великолепной игре экс-торпедовца «Спартак» пропустил всего 15 голов в 32 матчах. Вратарские подвиги Кавазашвили не остались без внимания, и его включили в список «33-х лучших». Правда, почему-то под номером 2.

Еще больший фурор произвел Евгений Ловчев. Безвестный дебютант, игравший ранее в скромном московском «Буревестнике», ворвался в высшее футбольное общество подобно комете. Многие ли из футболистов могут похвастать тем, что в первом же сезоне в элите провели все матчи чемпионата, выиграли золото и были признаны лучшими в своем амплуа? Ловчеву же все перечисленное удалось.

Спартак-69

«Спартак»—69: (стоят) В.Папаев, В.Янкин, В.Калинов, С.Рожков, Н.А6рамов, Р.Барсуков, Г.Логофет, А.Исаев, А.Кавазашвили, В.Петров, Вад.Иванов, (сидят, средний ряд) Н. Осянин, Н. Старостин, Н. Симонян, Г.Хусаинов, Вяч.Иванов, (сидят, ближний ряд) Н.Киселев, Е.Ловчев, Д. Силагадзе

Даже если бы красно-белые ограничились только этими двумя приобретениями, селекционную кампанию 1969 года следовало бы признать одной из самых успешных в уходящем десятилетии. Абсолютно же лучшей ее сделали переходы защитника Вадима Иванова из московского «Динамо», хавбека Василия Калинова из балашихинского «Машиностроителя» (оба вошли в список «33-х лучших» под вторыми номерами) и привлечение в основной состав воспитанника спартаковской школы Николая Абрамова. А ведь на перспективу были еще приглашены молодые Георгий Князев, Валерий Рудь и Сергей Ольшанский. Последнего брали на место форварда, но в «Спартаке» эта роль у него не заладилась: пять игр и ни одного забитого мяча.

Удачная селекция стала первым камнем, заложенным в основу будущего чемпионства. Но из одного кирпича дом не построить. Что же стало другими составляющими успеха красно-белых, которые свергли с трона бессменного триумфатора последних трех лет киевское «Динамо»? Прежде всего тренерский талант Никиты Симоняна, в короткие сроки создавшего монолитный игровой ансамбль из новичков и старожилов, а также грамотно варьировавшего тактическими схемами 4-3-3 и 4-4-2. Необходимо упомянуть и о педагогических способностях Николая Старостина, который, как никто другой, умел настроить команду на решающие поединки. И, конечно же, великолепно играли ветераны. Геннадий Логофет, окончательно утвердившийся на позиции правого защитника, не только был образцом надежности в обороне, но и забил 4 мяча. Причем один из них - победный киевлянам - стоит доброго десятка. Вторую молодость обрел Галимзян Хусаинов, наколотивший 12 голов. Блистательный Николай Осянин и вовсе стал луч­шим бомбардиром первенства с 16 точными попаданиями. Форварды других команд, между прочим, желая превзойти это достижение, не брезговали закулисными интригами. Кутаисец Херхадзе и ростовчанин Проскурин в очной встрече в последнем туре обменялись хет-триками и также довели лицевые счета до 16 мячей. Однако явную подтасовку разоблачил еженедельник «Футбол», и приз газеты «Труд» по праву достался одному Осянину.

Говоря о вкладе в успех тренеров, новичков и ветеранов, не следует забывать о футболистах среднего поколения. В 1969 году по-настоящему блистали на поле талантливые хавбеки Виктор Папаев и Николай Киселев, которые, как и Ло­гофет, Хусаинов, Осянин, вошли в список «33-х лучших».

Последний раз «Спартак» финишировал первым в чемпионате-62, который, напомним, проводился в два этапа. И спустя семь лет было решено вернуться к той формуле. На первой стадии 20 команд, поделенных на две подгруппы, вели спор за выход в финальную пульку. Ее составили по 7 сильнейших коллективов из каждой группы, которые сохраняли багаж очков, набранных в матчах с другими финалистами.

На предварительном этапе за лидерство со «Спартаком» спорили московское «Торпедо» и тбилисское «Динамо». Первый по-настоящему серьезный экзамен красно-белые сдавали в третьем туре в столице Грузии. Хозяева активно начали встречу и к 26-й минуте добились преимущества в два гола. Сначала защитники москвичей зевнули рывок Асатиани, которого уже в штрафной остановили недозволенным приемом. Пенальти реализовал Илиади. Затем Нодия воспользовался ошибкой Рожкова. «Спартак» в итоге проиграл, но порадовало, что гости сражались до конца. После перерыва на поле вышла мобилизованная, поспортивному злая команда, где каждый четко знал свой маневр. Постоянно нагнетая темп, спартаковцы заперли хозяев на их половине поля, создав несколько опаснейших моментов. Только вот с реализацией сплоховали. И все же тбилисский урок не прошел даром - больше подопечные Симоняна в групповом турнире не проигрывали.

Сделав через два тура ничью с «Торпедо», спартаковцы принялись крушить всех подряд: до конца первого этапа лишь донецкие горняки сумели дома отобрать очко у красно-белых. Завершались соревнования в группе лакомым для болельщиков зрелищем: «Спартак» принимал в Лужниках тбилисское «Динамо», которое не знало в чемпионате поражений.

Сергей Рожков забивает гол. «Спартак» — «Насъоналъ» Уругвай (21.07.69)

Вот как писал об этой встрече заслуженный мастер спорта Виктор Понедельник: «Уже 5-я минута заставила вздрогнуть громадный стадион. Киселев умело обыграл Кантеладзе, но замешкался с ударом. Затем Гавашели продемонстрировал серию финтов, на большой скорости обойдя трех защитников. Не успели стихнуть аплодисменты в его адрес, как последовал резкий бросок вперед спартаковцев, и Осянин с близкого расстояния головой забивает гол.

Несмотря на духоту, темп игры не снижался ни на мгновение. Хорошо контролируют середину поля спартаковские полузащитники Папаев, Калинов и Киселев, который провел второй гол. Безудержны и блистательны в атаке Хусаинов и Осянин. «Спартак» блеснул неукротимым гладиаторским духом, борьбой на любом участке поля, ударами по воротам с любых дистанций. Достойны похвалы и те, о которых всегда мало пишут -все четыре защитника: Ловчев, Иванов, Абрамов и Логофет. Просто и надежно сыграл вратарь Кавазашвили.

Поставил последнюю точку в этом интереснейшем матче капитан «Спартака» Хусаинов, сумевший в толчее у ворот найти щелочку для точного удара, и это было в высшей степени справедливо - Галимзян был, бесспорно, лучшим».

Взяв у тбилиссцев убедительный реванш, «Спартак» выиграл соревнования в своей подгруппе. Однако признавать появление серьезного конкурента у киевского «Динамо», первенствовавшего в другой группе, не торопились. Не верил футбольный люд, что кто-то может сломать трехлетнюю гегемонию Киева. Шанс доказать обратное представился красно-белым в четвертый игровой день финальных состязаний.

Первую 15-минутку спартаковцы потратили на изучение грозного соперника, а затем на полную мощность раскрутили карусель атак. Натиск москвичей возглавил Киселев, солировавший в середине поля. На 38-й минуте Хусаинов изящно обыграл двух соперников, вышел на ударную позицию, и Турянчику не осталось иного выбора, как сбить форварда. К 11-метровой отметке подошел Осянин. Короткий разбег, удар и... Рудаков, вытянувшись в струну, отбивает мяч. Такой казус в важнейшем поединке нередко ломал и самого неудачника, и вместе с ним команду. Но Осянин и «Спартак» не дрогнули.

Главный забивала хозяев исправился уже в начале второго тайма. Получив мяч на чужой половине поля, никем не атакуемый Осянин продвинулся вперед и с 22 метров ухнул в верхний угол, словно из пушки. 1:0. Не довольствуясь малым, «Спартак» продолжал наседать. Хорошие моменты упустили Князев и Папаев. Казалось, еще чуть-чуть и киевская крепость вновь капитулирует. И вдруг, вопреки логике, динамовец со зловещей фамилией Кащей провел ответный гол после подачи с угла поля.

Красно-белые перенесли неудачу мужественно. Отбив несколько опасных атак воодушевленных успехом гостей, подопечные Симоняна организовали последний штурм и склонили-таки чашу весов в свою пользу. За 12 минут до финального свистка Хусаинов прорвался в штрафную, его прострел киевские защитники прервали, но к отскочившему мячу коршуном метнулся подключившийся к атаке Логофет и вогнал его в угол, словно бильярдный шар в лузу.

Победив главного конкурента, спартаковцы сбавили ход (поражение от московского «Динамо», ничьи с «Нефтчи» и «Черноморцем») и в ответном матче в Киеве, чтобы вновь выйти на первое место, должны были побеждать.

События, происходившие в столице Украины в конце октября 1969 года, великолепно описал очевидец Лев Филатов. Слово - ему.

«В Киев я приехал в день матча, утром, и первыми, кого встретил возле гостиницы «Москва», были Хусаинов и Кавазашвили. Они возвращались с Крещатика, и у каждого в руке было по круглой картонке с тортом «Киевский» (обязательная покупка приезжего человека).
- Гуляете? - признаться, меня удивило несоответствие их прогулочного облика тому, что им предстояло вечером.
- Гуляем, - кивнул Хусаинов. - Нам что? Прошлогоднее серебро в кармане, пусть динамовцы свое золото охраняют...

Судя по обкатанности, звонкости фразы, тезис этот спартаковцами был хорошенько «проработан».
- Конечно. Нам что! - подтвердил Кавазашвили.

Журналисту в такой день невредно навестить оба лагеря, иной раз это потом помогает понять матч. Мне тогда это не удалось.

Николай Петрович Старостин, к которому я постучался, заговорил о книге, которую писал, да так увлекся, что я не су­мел найти удобной паузы, чтобы перевести разговор на пред­стоящий матч.

Динамовцы, как мне сообщили, сидели взаперти на своей загородной базе, и звонить туда было бесполезно: там отключили телефон.

Одни взаперти, в суровом уединении, другие гуляют по Крещатику. Одни три года подряд чемпионы и так с этим свыклись, что им уступить невыносимо, другие не видят в матче для себя большого риска. Такая экспозиция напрашивалась сама собой. Так ли это на самом деле? Рассудить мог лишь матч. Слишком часто игра сдувает, как карточные домики, любые предположения - сентиментальные, романтические, трагедийные.

Погода выдалась - хуже не придумаешь! Промозглый ве­тер, а в разгар игры над стадионом пронеслась, как в насмешку, снежная пурга, вместо твердой почвы бросившая под ноги футболистов скользкую наледь...

В том сезоне «Спартак», нашедший одиннадцать человек постоянного состава, играл легко, дружно, приняв удобный для игроков комбинационный стиль ведения атаки. У киевлян, хоть и не растерявших ни упрямства, ни последовательности, ни самолюбия, намечался «кризис жанра», их манера ведения игры была известна наперед: мускульное и скоростное давление, навесы на ворота, слежка за ошибками противника, искусные удары мимо «стенок» со штрафных. В те дни это была приостановившаяся в развитии команда, тогда как «Спартак» смаковал сделанные им открытия.

Вот и сошлись эти разные - как по настроению, так и по игре - стороны. Практически они были равны, победить могла любая. Но в тот момент «Спартак» все же был более прав перед футболом. Кого же изберет судьба?

В атаке лучший бомбардир чемпионата Николай Осянин

Полтайма равных и нервных. Динамовцы насуплены, на скулах желваки. Спартаковцы держатся свободнее.

И вот гол. Из тех, что врезаются в память. Люди, отдающие предпочтению прошлому, считают, что и голы раньше были красивее, вспоминают о них с придыханием. Будто бы? Как-то раз сидели мы компанией в гостиничном номере в Севилье, и Николай Озеров, обратившись к Валентину Александровичу Николаеву, промолвил:
- А помните, как вы забивали в финале Кубка «Спартаку» в 48-м?
- В падении, головой? - уточнил Николаев. - Помню. Это тогда выглядело редкостью, а сейчас так часто забивают...

Признаться, ответ удивил и обманул ожидания: тот гол Николаева хранился в памяти, как в музейной витрине. Но сказано было честно.

Гол Осянина имеет право считаться искуснейшим, редкостным по исполнению, и те мальчики, которые его видели, наверное, припомнят его много лет спустя, на зависть своим сыновьям. Впрочем, с ним может случиться то же, что с голом Николаева, - точно так же станут забивать многие форварды...

Осянин получил мяч метрах в 35 от ворот «Динамо». На него кинулся Сабо... Финт вправо и уход влево, Сабо не успел сменить направление движения. На бегу встречает Мунтян. Мимо него мяч проброшен носком (это называется - на противоходе). Ложный замах для удара. Крули-ковский отвечает подкатом, но мяч чуточку отведен в сторону. Соснихин уже не успевает включиться в борьбу, он, скорее всего, не сомневался, что подкат Круликовскому удастся. Теперь впереди один Рудаков. Он выходит навстречу, и в тот самый момент (опять на противоходе), когда вратарь неустойчив, мяч «щечкой» отправлен в дальний нижний угол...

Обмануть четверых за считанные секунды - одно это обычно вызывает одобрение трибун. А тут еще и мяч в воротах!

После матча. Георгий Князев, Галимзян Хусаинов, Вадим Иванов, Геннадий Логофет, Николай Осянин, Сергей Рожков

Видно было, как трудно свыкаются со счетом 0:1 динамовцы, непривычны они к таким поворотам, да еще на своем поле. Но справились, пришли в себя, даже прибави­ли движения, еще более осерчали. Сильна трехгодичная чемпионская выучка, крут чемпионский нрав!

И вот он, миг надежды! Штрафной против ворот «Спартака» с 20 метров. Серебряников устанавливает, оглаживает мяч. В том году он немало забил голов резаным ударом в углы ворот. Стадион замер, ждет, потирает руки... «командная высота» - ясно видишь, сколько страстей умещает

Мяч пущен в правую «девятку», и вслед за ним метнулся Кавазашвили черной пантерой. Спартаковцы облегченно расходятся, но судья Хярмс бежит к тому месту, откуда бил Серебряников, и жестом показывает, что удар должен быть повторен: кто-то из защищающихся прежде срока выскочил вперед.

Опять сооружается редут, опять Серебряников оглаживает мяч. Удар в левую «девятку», но и там вытянувшийся в прыжке вратарь. нично - 1:0...

Оплот обороны. Геннадий Логофет и Анзор Кавазашвили

Со стадиона на вокзал я уезжал в автобусе со спартаковцами. В проходе рядом с кожаными двуручными сумками было полно круглых картонок с тортами «Киевский»...»

Москвичи не только оборвали уникальную 32-матчевую беспроигрышную домашнюю серию киевлян.

После матча Кавазашвили мне рассказал, что он загодя готовился к штрафным Серебряникова. Он просил в «стенке» внизу оставлять ему щелку для наблюдения за форвардом, сам находился в середине ворот и, когда тот бил, мгновенно реагировал на удар. (Так ли уж на самом деле были беспечны спартаковцы перед матчем?)

После перерыва динамовцы затеяли головокружительный натиск, ворота «Спартака» захлестнула белая волна их футболок. Мяч не уходил далеко от штрафной площади, его тут жетуда возвращали, едва он отлетал. Все кипело возле ворот «Спартака», и казалось, минуты его сочтены. Но минуты шли, а когда первое впечатление от яростного штурма улеглось, стало заметно, что сконструирован он однообразно, если не примитивно. Шесть нападающих и полузащитников против ворот, а крайние защитники Медвидь и Левченко набрасывали им сверху мяч. Поскольку центральные защитники "Спартак" Иванов и Абрамов повыше ростом, чем атакующие динамовцы, то они большей частью первыми принимали на голову эти навесы. Когда же к этим повторениям все привыкли, штурм стал напоминать партию в пинг-понг, когда партнеры «качают» шарик. Все же «качать» спартаковцам надо было без промаха, малейшая заминка - и пиши пропало.

Белая волна стала откатываться. Папаев, Хусаинов, Осянин, едва им попадал мяч, держали его, отвлекая на себя соперников. А затем спартаковцы начали проникать в тылы «Динамо», и игра выровнялась. Киевляне, сами выбравшие отчаянно высокий темп сами же не смогли с ним совладать, темп их карал ошибками в приеме мяча и передачах. Уже видно, что они собою не довольны, перебраниваются, разводят руками. Спартаковцам только того и надо. Они чаще с мячом, а это во встрече равных команд всегда завоевание, не только техничес­кое, но и моральное, ибо ничто так не выводит из равновесия команду, как вынужденное и тщетное преследования против­ника в поисках мяча.

Это был матч когда за обычной картиной - мечущийся мяч, цепи отступающих и атакующих, переходящая из рук в руки «командная высота» - ясно видишь, сколько страстей умещает в своей широкой груди футбол. Они-то, страсти, в конце концов и управляли игрой, а выразились по-футбольному лаконично - 1:0...

Со стадиона на вокзал я уезжал в автобусе со спартаковца­ми. В проходе рядом с кожаными двуручными сумками было полно круглых картонок с тортами «Киевский»...»

Никита Симонян — последние указания перед игрой Виктору Панаеву и Евгению Ловчеву

Москвичи не только оборвали уникальную 32-матчевую беспроигрышную домашнюю серию киевлян, но и вновь поменялись с ними местами в таблице. Судьба золота находилась в руках подопечных Симоняна, которым оставалось провести (о, вечное несовершенство отечественного футбольного календаря) два заключительных матча с одним и тем же соперником - ЦСКА.

Первая встреча с армейцами закончилась вничью, что вызывало настоящую панику среди болельщиков «Спартака», пока они не узнали результат игры в Ленинграде. К счастью, «Зенит» динамовцам Киева не уступил - 1:1. Но в последнем матче спартаковцы должны были побеждать.

В ненастную погоду 10 ноября исход тяжелейшего противостояния с ЦСКА решил золотой гол Осянина. Семилетнее ожидание большой победы наконец прервано - «Спартак» в девятый раз лучшая команда страны!

на фоне этого триумфа легко забылось кубковое фиаско, которое случилось в мае. Красно-белые сенсационно проиграли воронежскому «Труду» (0:0, 0:1) и выбыли из розыгрыша.

Помимо золотых медалей «Спартак» завоевал призы «За лучшую разницу», «Агрессивный гость», им. Григория Федотова как самая результативная команда.

(вернуться на страницу истории ФК Спартак Москва)

 

Redwhite.ru © 2006 при использовании материалов с сайта ссылка обязательна

return_links(); ?>

 

Яндекс цитирования сайта RedWhite.RU
Rambler's Top100
Создание сайтов