История Футбольного Клуба Спартак Москва . 1942 год.
Спортивная жизнь зимой-1941/42 шла в Москве своим чередом. Футболисты переквалифицировались в хоккеистов и участвовали в розыгрыше первенства столицы. Продолжали выходить на хоккейную площадку и братья Старостины. Гром грянул в марте. В недрах НКВД вызрело анти-спартаковские дело. Арестованными оказались Николай, Андрей, Александр и Петр Старостины, Станислав Леута, игрок команды 20-х годов Павел Тикстон и ряд других видных спартаковцев. Последний финансовый документ, подписанный Николаем Старостиным в качестве председателя МГС «Спартак», датирован 19 марта. Бороться против сфабрикованных обвинений в антисоветской пропаганде, организации покушения на Сталина и других, им подобных, в те годы было невозможно, и каждый из проходивших по делу на 10 – 12 лет расстался с Москвой. Репрессированный Константин Блинков погиб в одном из лагерей Хабаровского края в 1947 году. Сразу после ареста братьев Старостиных случилась еще одна неприятная история. Братья Артемьевы – Петр и Сергей – выступили с инициативой перехода всех спартаковцев в члены ДСО «Пищевик». 7 апреля в этом обществе состоялся прием, на котором Петр Тимофеевич произнес пафосную речь. В частности, он заметил, что «Спартак» это заблудившийся сын, вышедший из недр «Пищевика». Ему вторил и младший брат Сергей, который, правда, не хотел раскола спартаковской среды, говоря, что если переходить в «Пищевик », то только всем вместе. Руководители и так обескровленного «Спартака» сумели противостоять новым веяниям. В адрес ВСФК поступило возмущенное письмо, которое неожиданно возымело действие. Команду больше не пытались растащить, напротив помогли ей материально. Сергей же Артемьев приказом от 13 апреля 1942 года был исключен из «Спартака» с формулировкой «за сманивание». Московский футбольный календарь 1942 года включал два однокруговых первенства – весеннее и осеннее – и розыгрыш Кубка. В новый сезон «Спартак» мог смотреть с оптимизмом. После соответствующих решений за него получили право играть все лучшие игроки первой половины 1941 года. Причем свой состав красно-белые восстановили еще зимой, когда приняли участие в хоккейном первенстве столицы, а некоторые футболисты защищали спартаковские цвета и на баскетбольных площадках.
С мячом Владимир Степанов. «Спартак» – «Крылья Советов» (17.05.42).
Но без потерь не обошлось: со своими заводами в эвакуацию в г.Молотов отправились Оботов, Семенов, Тимаков, Холодков, Исаков. И все же третье место в весеннем чемпионате Москвы воспринималось как провал. К плюсам можно было отнести тот факт, что в основном составе заиграли Смыслов, Сеглин и Б. Соколов. Параллельно с весенним первенством проходил розыгрыш Кубка Москвы, который принес красно-белым громкую победу.
«Спартак» – в/ч т. Иванова (12.05.42).
В полуфинале «Спартак» разгромил команду в/ч т. Иванова, причем счет был открыт уже на 20-й секунде. А в решающем матче сошлись «Спартак» и «Динамо». Несмотря на военную пору, трибуны «Сталинца» собрали 30 тысяч зрителей. С первых же минут спартаковцы захватили инициативу, особенно остро действуя правым краем атаки, где располагались Глазков и Смыслов. На 24-й минуте эта связка организовала гол. Смыслов сделал точную передачу, а Глазков перекинул мяч через неосмотрительно вышедшего из ворот Фокина. В конце тайма уже динамовцы имели преимущество, и только блестящая игра Акимова не позволила им сравнять счет. После перерыва все встало на свои места, и Н. Морозов ударом головы установил окончательный результат – 2:0. Словно на одном дыхании «Спартак» прошел осенний чемпионат. В девяти играх было одержано 8 побед при одной ничьей. Красно-белые забили 35 мячей, пропустив всего 3. В третьем туре «Спартак» разгромил «Динамо» – 3:0 (второй гол А. Соколов забил «сухим листом» прямо с углового), а окончательно дорога к первому месту оказалось открытой после победы в 6-м туре над «Крыльями Советов», которые, как и красно-белые, к тому моменту не имели поражений. 15 сентября в составе «Спартака» дебютировал молодой Сергей Сальников, через год переехавший в Ленинград.