История Футбольного Клуба Спартак Москва . 1926 год.
Весна 1926 года ознаменовалась очередной реорганизацией спортивного движения в стране. В середине апреля президиум МГСФК постановил распустить те спортивные организации, которые строились не по производственному принципу, так называемые районные кружки. В их число попали «Красная Пресня», ОППВ, «Динамо», ЦДФК, «Красные Сокольники», «Спартак», МОСНАВ (б. МГСФК) и некоторые другие клубы. Все члены районных команд должны были перейти в профсоюзные кружки в зависимости от своего места работы. Для проведения в жизнь этого постановления создали специальную комиссию. Как можно заметить, мощные силовые ведомства – ОГПУ и Военвед – свои команды в итоге сохранили. Возможно, независимый статус сохранила бы и «Красная Пресня», но новаторские решения МГСФК совпали с назначением председателя Краснопресненского исполкома Николая Пашинцева председателем ЦК профсоюза пищевиков. Пашинцев любил футбол и на своей предыдущей должности немало времени отдавал команде. Помог он ей и в этой непростой ситуации, организовав перевод под крыло профсоюза пищевиков. Так «Красная Пресня» сменила хозяина и название. Отныне лучшая команда Москвы стала называться «Пищевики», а полностью – Команда Центрального клуба имени Томского (М. П. Томский в то время занимал должность председателя ВЦСПС).
«Пищевики» – 26: судья Н. Бозов, И. Филиппов, К. Квашнин,
Н. Старостин, П. Артемьев, П. Исаков, П. Канунников, С. Леута,
Ал. Старостин, П. Попов, Вал. Прокофьев, С. Бухтеев.
В то же время союз пищевиков получил в свое ведение расположенный в Петровском парке бесхозный стадион и прилегающую к нему территорию. В 1911 году здесь была построена первая в России специализированная футбольная площадка. Принадлежала она Московскому клубу лыжников (МКЛ). Однако во время 1-й мировой войны стадион пришел в запустение, и на его месте образовалось гигантское кладбище сломанных трамваев. В марте 1923 года стадион МКЛ стал собственностью РКСМ Краснопресненского района, но так и остался не восстановленным. Грандиозные по масштабам работы начались в апреле 1926 года. И к июлю новая арена, крупнейшая на тот момент в СССР, была построена, получив название – стадион имени Томского союза пищевиков (СТСП).
Стадион им. Томского в 1926 году.
В состав комплекса, когда он был доведен до конца, входили: три футбольных поля (основное и два тренировочных), две легкоатлетические дорожки, специальные площадки для отдельных видов легкой атлетики, 4 баскетбольных площадки, 4 волейбольных, пушбольная, для игры в крокет, четыре теннисных корта, три бетонных площадки для игры в городки, специальные оборудованные места под навесом для летних занятий борьбой, боксом, гирями, кегельбан, 200 - метровый тир, 500 - метровый велодром. Но главным предметом гордости служила центральная арена стадиона – футбольное поле размером 85 на 115 метров, окаймленное трибунами (на момент открытия была построена лишь одна). За футбольными матчами могли одновременно наблюдать 13 тысяч зрителей (позже стадион располагал трибунами на 8000 человек и насыпью, где могли расположиться еще 15 тысяч), в то время как «Красная Пресня», перешедшая к союзу текстильщиков и «Трехгорке», вмещала лишь 3000. Заведующим стадионом на много лет стал игрок «Пищевиков» Сергей Егоров. Существует эта арена и поныне. Это всем известный Стадион Юных пионеров. Война МГСФК за чистоту рядов едва не привела к печальным последствиям. Когда был определен регламент чемпионата, оказалось, что ни в одной из трех групп не нашлось места «Пищевикам», «Трехгорке», получившей в свое распоряжение ряд игроков распущенного МОСНАВа, ОППВ и «Динамо».
Николай Старостин
Но вскоре все было улажено, хотя и не до конца. Если «Пищевики» и «Трехгорка» стали полноправными членами лиги, то «Динамо», ОППВ и «Красное Орехово» официально играли в чемпионате города вне конкурса, хотя в дальнейшем спортивная общественность и периодические издания того времени и закрывали на это решение глаза. В чемпионате Москвы 1926 года команды соревновались в трех группах, причем в первую были включены сразу 14 коллективов. Почти все клубы выставили для участия в чемпионате по 3 команды, и их общее количество равнялось 111. Свой состав «Пищевики» по сравнению с 1925 годом сохранили почти полностью. Покинули команду три игрока. Вратарь Борис Баклашев окончательно уступил место в воротах Ивану Филиппову и перешел в КОР, Константин Блинков отправился в «Динамо», а Владимир Хайдин в команду 1-й ситценабивной ф-ки. Как это уже не раз бывало, календарь устроителям выдержать не удалось. В июле первенство было прервано из-за стоящей в Москве жары. Турнир затянулся до середины ноября, и даже га-зеты потеряли к нему всяческий интерес. Чемпионом среди I-х команд впервые стал ОППВ, с которым «Пищевики» сыграли вничью – 2:2. В общем зачете первенствовала «Трехгорка», за которой расположились «Пищевики». В августе 1926 года впервые состоялось всесоюзное первенство пищевиков, которое проходило на стадионе имени Томского. В его программу входил и футбольный турнир, правда, за титул лучшей команды спорили лишь москвичи и ленинградцы. Хозяева в единственной предусмотренной регламентом встрече победили (2: 0). А в сентябре команда приняла участие в первенстве МГСПС по играм.
В игре Иван Филиппов
Эти необычные соревнования проходили в трех группах по олимпийской системе. Необычность же их заключалась в том, что победитель определялся по суммарному зачету в шести игровых видах спорта, в том числе женских. Поэтому, несмотря на поражение футбольной команды в четвертьфинале от «Железнодорожников» (1:3), в следующий раунд вышли «Пищевики», уступившие в дальнейшем «Сахарникам». В октябре «Красный Спорт» впервые в истории советского футбола определил символическую сборную страны. Это было сделано путем опроса читателей газеты. В число лучших попали три игрока «Пищевиков» – нападающие Петр Исаков, Павел Канунников и Валентин Прокофьев.
(вернуться на страницу истории ФК Спартак Москва)